Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2018

кадры после выхода из университета ничего не умеют. Одним из направ- лений вашей деятельно- сти – образование в ИБ. Как можно решить про- блему кадрового голода? – Эта проблема не первый год озвучивается на рынке информационной безопасности. Всем хочется получить "готово- го специалиста под себя". То есть чтобы, приходя в компа- нию, он не просто обладал тео- ретическими знаниями, но и мог на практике это проявить. Многие компании стали встраи- вать свои практические про- граммы обучения в ведущие вузы, адаптировать проектную деятельность с привлечением студентов к решению своих задач. Например, у Московского политехнического университета проектная деятельность по кибербезопасности развивается активно. При этом требования с каждым годом растут. Хоро- шо, что уже сформировалось понимание работодателей, что без их участия в работе с буду- щими выпускниками вузов мы не получим стоящего специа- листа. Таким образом, решение проблемы кадрового голода практически готово: нужно выделять в компании человека под образовательные инициа- тивы и идти в вуз, общаться и оставлять лучших из лучших. – Могла бы госпрограм- ма помочь вузам решить эту проблему? В чем она (программа) должна заключаться? – Конечно. Немногие об этом задумываются, но Доктрина информационной безопасности Российской Федерации относит развитие и совершенствование системы подготовки кадров, работающих в сфере обеспече- ния информационной безопас- ности, к первоочередным зада- чам государственной политики. Но сегодняшний дефицит про- фильных специалистов в сфере кибербезопасности негативно сказывается на работе бизнеса и госструктур. Правительство пока принимает только лоскут- ные решения, соглашаясь под- держивать образовательные кластеры на базе вузов, кото- рые реализуют программы дан- ной направленности. Возможно, они включали бы профильные темы конкретных организаций с государственным участием. Такие темы и актуальная про- блематика встраивались бы в образовательное направление, а среди преподавателей все чаще стали бы появляться выделенные специалисты от госкомпаний, которые еще бы и поддерживались с точки зре- ния финансирования препода- вательской деятельности со сто- роны государства. Почему нет? Возможно, именно из-за отсут- ствия целевой госпрограммы по подготовке специалистов ИБ к решению этой задачи уже стал подключаться бизнес, как я уже говорила ранее. Во мно- гом сейчас преподавательская деятельность у людей из биз- неса строится исключительно на энтузиазме. Но так непра- вильно. Любой труд должен быть достойно оплачен. Энту- зиазм не бесконечен, к сожа- лению. – Да, многие компании хотят готовых специали- стов, но не многие готовы вкладывать время и ресурсы в обучение своих будущих сотрудников. Есть ли подобные колла- борации на базе тех уни- верситетов, с которыми сотрудничаете вы? – Если говорить о вузах, то из тех, с кем я сотрудничаю, можно отметить московский Политех, где являюсь руково- дителем образовательной про- граммы "Кибербезопасность в новой информационной среде"; со своими коллегами из таких компаний, как SiteSecure и Yan- dex, а также руководителями программ по кибербезопасно- сти мы создали программу обучения – там дела обстоят хорошо. На ИТ-факультете пре- подают коллеги из "Лаборато- рии Касперского", Cisco, Банка России, Yandex и других про- фильных ИТ-/ИБ-компаний. В ИТ-колледже МИРБИС также много приглашенных лекторов из бизнеса: финансовые стар- тап-компании, специалисты Mic- rosoft, время от времени прихо- дят приглашенные лекторы из таких компаний, как Алладин, 14 • В ФОКУСЕ Доктрина информацион- ной безопасности Россий- ской Федерации относит развитие и совершенствова- ние системы подготовки кадров, работающих в сфере обеспечения инфор- мационной безопасности, к первоочередным задачам государственной политики.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw