Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2018
Неужели замещение импорта в России заверша- ется? А может, в последнее время появились (офици- ально анонсированы) новые, более приоритетные направ- ления и задачи, которые перетянули на себя фокус внимания экспертного сообщества? Или ошеломи- тельные результаты кропот- ливой работы экспертных групп и отдельных выдаю- щихся руководителей по замещению импортных товаров и услуг на россий- ском рынке позволили исполнителям на местах безболезненно отказаться от всего "ненашего", мигри- ровать на продукты интел- лектуального труда "наших" производителей и досрочно отчитаться об успехах в реа- лизации стратегических инициатив? Не могу сказать за все отрасли экономики, не слежу, не знаю, не при- влекался… Возможно, что где-то действительно все трудности успешно преодо- лены и западные компонен- ты заменены на отечествен- ные аналоги, но в области защиты информации, к сожалению, успехи не такие выдающиеся. Особенно понятно это становится, если сменить "точку опоры" и попытаться рассмотреть тему ЗИ под новым углом, нетипичным для призмы российских СМИ. материалов по данной теме на иностранных сайтах не при- шлось. Можно сказать, что западным СМИ и иностранным гражданам (за пределами пост- советского пространства) тема ЗИ в России в целом и ЗИ в сфере защиты информации в частности по состоянию на 2018 г. совершенно не инте- ресна. Чтобы математически проиллюстрировать безразли- чие к внутренним стратегиям России со стороны Запада, достаточно сравнивать 424 тыс. проиндексированных Google публикаций в Рунете на тему "ЗИ в России" с несколькими тысячами (в зависимости от виртуального source IP, с кото- рого направляется запрос в Google) публикаций в различ- ных сегментах сети за прошед- шие пять лет. При этом боль- шинство топ-публикаций – это переведенные на иностранные языки статьи отечественных авторов и/или цитаты из них, вырванные из оригинального контекста, размещенные на "не.RU" -ресурсах и облитые политическим соусом в зави- симости от предпочтений хостинг-площадки. Для сравне- ния: формулировка "россий- ские хакеры" (Russian Hackers) встречается в более чем 100 млн "не.RU "-публикаций. О чем это может говорить? Как минимум о трех базовых вещах: 1. Введенные санкции прак- тически никак не коснулись доли рынка и не поменяли спо- собов ведения бизнеса в регио- не Восточная Европа для круп- ных иностранных игроков. Да, заключение контрактов для полусотни крупных, по россий- ским меркам, юридических лиц стало требовать согласования с центральными офисами, а некоторые бывшие клиенты попали в черный список при заключении соглашений, но на общий объем и фон работы этих иностранных технологи- ческих магнатов ответные санкции России в формате про- граммы ЗИ в государственном секторе никак не повлияли. 2. Большинством иностран- ных компаний стратегия заме- щения импорта в России вос- принимается как временная мера на горизонте 5–7 лет и масштабами, ограниченными узким кругом экономических и социальных направлений. В целом российский рынок про- дуктов по информационной безопасности остается для Запада привлекательным ровно так же, как и до введе- ния стратегии замещения импорта. Западные и восточ- ные вендоры по объективным причинам, а некоторые экс- перты считают, что по незна- нию и невежеству, не воспри- нимают российские техноло- гические компании в качестве объективных конкурентов как на внутреннем российском, так и на мировом рынках. Отсут- ствие (или в некоторых случаях сравнительно небольшое коли- чество ) российских экспорте- ров на регулярно проходящих по всему миру тематических мероприятиях, демонстрирую- щих новые продукты в области защиты информации, не поз- воляет иностранным СМИ находить инфоповод для опро- вержения технологического отставания российских вендо- ров (в области защиты инфор- мации) от западных примени- тельно к стратегии ЗИ. 3. Растягивание основных показателей и мотиваций к применению стратегии ЗИ во времени и пространстве, посто- янное отнесение на неопреде- ленный срок момента получе- ния и демонстрации готового продукта или его прототипа потенциальным заказчиками (не только российскими), отсут- ствие стандартизации при составлении требований и системы измерений качества достигнутых результатов (к примеру, в терминах про- американской канонической методологии CMMI) – все это сдерживает развитие и суще- ственно ограничивает сферу применения импортозамещен- ных продуктов. Это очень заметно в области защиты информации. По факту, ни один из импортозамещенных продуктов российского про- изводства (кроме Касперского и Ко, кто открыто работает вне стратегии ЗИ и намного раньше 2014 г. самостоятельно вышел на иностранный рынок сбыта) не может сейчас конку- рировать по качеству (в тер- минах CMMI) с иностранными аналогами на мировом (это важно для понимания) рынке. И это обстоятельство пол- ностью устраивает иностран- ных вендоров. Отчасти именно искусствен- но созданные ограничения для развития отечественных тех- нологических компаний повлияли на то, что в России в 2017 г. стратегия ЗИ примени- тельно к информационной без- опасности не получила ожи- даемую эффективную и уско- ренную реализацию, а ее обсуждение в 2018 г. не вызы- вает бурю положительных эмо- ций даже у представителей госструктур, которые сами же и поднимали в свое время знамя и шли с ним на штурм иностранных баррикад. Стратегия ЗИ стала законо- мерной реакцией российской экономики на риски, возник- шие в связи с введением западными технологическими компаниями санкций в отно- шении ряда российских юри- дических лиц, попавших в чер- ные списки правительства США и/или аффилированных • 35 ТЕХНОЛОГИИ www.itsec.ru График публикаций экспертов на тему ЗИ, сайт ruxpert.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw