Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #1, 2019

ма, которая накапливает большие дан- ные на будущее. Выросло и число ком- понентов: подразделение разведки окон- чательно "вписалось" в контур управле- ния (cм. рис. 1). Пока конкурентная разведка вставала на ноги как дисциплина, мир изменился еще раз. Появились и получили распро- странение социальные сети, сформиро- валось единое цифровое пространство, началась цифровая трансформация раз- личных сфер жизни общества. – Вот это важный момент, так как в погоне за хайпом каждый понимает цифровую трансфор- мацию на свой лад. Какой видите цифровую трансформацию вы? И какую роль играет в ней служба конкурентной разведки? – Попытаюсь объяснить, какой пред- ставляю себе цифровую трансформацию на практике. Мир осознал, что новые технологии сами по себе не работают, пока на рабочих местах сидят сотрудни- ки, работающие по старинке – по бумаж- кам или файлам, хранимым локально на своих ПК. Сегодня вместо внедрения серверов и ПО нужно менять всю триаду – люди, процессы, технологии. Другими словами, сначала переформатировать рабочие процессы, переучить сотрудни- ков, и только туда уже вписывать новые инструменты. Тот, кто это понял первым, резко рванул вверх. Показательный пример – сервис Uber. Я видел, как во Вьетнаме появился похожий "Убер для рыбаков": в баркасе сидит рыбак, который только что наловил рыбу. Он набирает в мобильном прило- жении, что поймал и сколько, а ему пока- зывают, какие есть ценовые опции у покупателей. На причале его уже будет ждать микроавтобус,который заберет све- жую рыбу и мгновенно расплатится за товар через саму систему. Рыбаку удобно, так как не надо таскать с собой в море кошелек с наличными. А микроавтобус развезет улов ровно в те рестораны, которые заказали рыбу. Как следствие, рыба в ресторанах будет свежайшая и дешевле, чем на побережье. В этом и есть суть цифровой трансформации: когда система без посредников оптими- зирует логистику участников. Одновременно с цифровой трансфор- мацией значительно выросла имиджевая составляющая бизнеса. В эпоху тради- ционных каналов продвижения (реклама в СМИ и на телевидении) крупные ком- пании легко наращивали свои преиму- щества, поскольку у конкурентов не было денег на столь дорогую рекламу. Сейчас, когда реклама в Интернете стала стоить две копейки, выяснилось, что, во-первых, можно дешевле и эффек- тивнее добиваться результата с выходом на нужную целевую аудиторию, а во- вторых, гораздо проще уронить репута- цию конкурента, чем конкурировать с ним по правилам. Начались информа- ционные войны. Они, конечно же, велись всегда, но в последние годы стали мас- совым явлением. В центре цифровой трансформации пиара – то, что мы называем анализом поведения пользователя в социальных сетях или на других массовых ресурсах. Анализируя цифровые следы того или иного человека, я могу выявить его предпочтения и потребности, построить некий социальный портрет, чтобы выяснить, каково его реальное финан- совое положение, можно ли ему давать кредит, предлагать бонусную карту или делать другие заманчивые предложе- ния. Для всех провайдеров цифровых продуктов это новое и очень полезное знание. Во-вторых, теперь я могу анализиро- вать групповое поведение и распреде- ление аудитории, чтобы понять, где сосредоточены мои потребители и куда наиболее эффективно размещать рек- ламу. Сочетание этих факторов позво- ляет легко анализировать успешность продвижения в соцсетях своих страниц и страниц конкурентов, делать геогра- фические срезы по регионам и городам, социологические срезы по категориям населения. За эти задачи взялась кон- курентная разведка, потому что они ей по духу близки. – А что вы можете сказать о пресловутой Big Data, которая, по идее, призвана давать ответы на любые вопросы, связанные с глубоким анализом больших массивов данных? – Следующий этап цифровой транс- формации как раз и связан с примене- нием Big Data для анализа поведения потребителей через их профили, взаи- модействие, публикации в группах. Что такое большие данные? К своему стыду, я много лет считал, что этот термин – чистой воды рекламная выдумка журна- листов. На самом деле это не так. Объе- мы собираемой для анализа информа- ции имеют принципиальное значение. Например, если мне в руки попадет чей-либо талончик на оплату парковки, это мне ничего не даст. Если попадется электронная база из 100 тыс. записей, где будут указаны дата, время, место и номер автомобиля, скорее всего, это мне тоже ничего не даст с точки зрения общей осведомленности. Но если попадется база оплаты парковок за 3–5 лет, то, проанализировав ее, я точно буду знать, кто где работает и где живет, у кого есть любовница, кто встречается с конкурентами. Я смогу спрогнозиро- вать, где и кого можно встретить сле- дующей ночью. Таким образом, начинает решаться задача, к которой раньше нельзя было даже подступиться. Конку- рентная разведка получила в бизнесе новый шанс, потому что исторически умела работать с такими большими объемами неструктурированных данных. • 43 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ www.itsec.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw