Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2018

Со стороны федерально- го правительства, скорее, присутствует только один интерес к технологии блок- чейна. Президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осе- евский отмечал в одном интервью, что "блокчейн как технология распределенного хранения и оборота инфор- мации – это реальность, которая доказала свою полезность". В Новосибирской обла- сти еще предыдущий губер- натора Владимир Городец- кий запустил проект "500+", который охватывает насе- ленные пункты с числен- ностью более 500 человек. Нынешний врио главы региона Андрей Травников рассказал, что областная программа тоже завершится к 2020 г. Он считает, что важность программы "500+" не только в возможности для новосибирцев выходить в Интернет, но и в доступе к сервисам учащихся школ, пациентов поликлиник, посетителей библиотек. По сути, это промежуточ- ная ступень между реаль- ным сектором экономики и цифровой эрой, когда элек- тронные сервисы уже появи- лись, а возможность цифро- вой оплаты пока не вошла в привычный обиход. то преподнести технологию в понятном для людей виде – вполне. Когда они увидят что- то полезное и знакомое, их это привлечет: они начнут пользоваться криптовалютой привычным для них способом, например как картой или при- ложением. Если дать понят- ный инструмент и показать, какую выгоду они могут полу- чить от криптовалюты, люди массово начнут ее использо- вать", – полагает Михайли- шин. Однако одного восполнения информационного пробела мало – требуются удобные в обращении B2C-продукты на базе блокчейна. Таковых пока немного, как объясняет научный сотрудник Института Макса Планка и AI-евангелист ABBYY Иван Ямщиков. "Это такие решения, "сделанные чужими для хищников". Обыч- ный пользователь часто испы- тывает тоску уже при первом взгляде на интерфейс. Кон- кретные даты тотального про- никновения блокчейна мне называть трудно, но общее направление развития я бы описал так: сначала появится рынок B2B-решений, на этом рынке соберутся специалисты, которые будут понимать эти продукты как с точки зрения технологий, так и с точки зре- ния потребителя. Именно они создадут User-friendly-продук- ты для массового пользовате- ля на базе блокчейна", – раз- мышляет Ямщиков. Блеск и нищета блокчейна Пока в России некоторые компании только приступают к проектам в сфере государст- венной цифровой экономики, другие страны вовсю осваи- вают технологию блокчейна. Основатель сервиса Market.space Александр Рах- манов загибает пальцы: "Китай разрабатывает стан- дарты внедрения блокчейна в сферы от финансов до про- мышленности. 14 банков Таи- ланда намерены объединиться в Thailand Blockchain Commu- nity для запуска совместной платформы. Почтовая служба США серьезно рассматривает использование блокчейн-тех- нологии, а Конгресс офици- ально признает ее потенциал во множестве сфер – от здра- воохранения до финансов и энергетики". До подобного внедрения в России, по разным оценкам, от 10 до 20 лет. Андрей Михай- лишин в качестве необходи- мого периода называет срок в 12 лет. "К 2030 г. многие информационные системы, в том числе в РФ, перейдут на технологию блокчейна. Прав- да, он не заменит собой пол- ностью централизованные, привычные нам сегодня систе- мы", – уверяет руководитель Joys. Иван Ямщиков не назы- вает конкретных сроков: "Наи- более перспективным мне кажется процесс, в котором первыми технологию блокчейн начинают использовать пред- приниматели. Они создают отраслевые стандарты, учатся взаимодействовать с регуля- торами, и уже на основе их опыта начинается повсемест- ное применение блокчейна в обществе и повседневной жизни", – предрекает сотруд- ник Института Макса Планка. Но пока внедрение блокчей- на сталкивается с большими трудностями. Среди преиму- ществ блокчейна обычно называют упрощение фор- мальных процедур сделок, облегчение документооборота и бухгалтерии, оптимизацию автоматизированного техно- логического процесса. Однако одного блокчейна для дости- жения всего вышеперечислен- ного может оказаться недо- статочным. Пока бизнес не понимает своей выгоды от использова- ния блокчейна и транзакций криптовалютами. О многом говорит тот факт, что в опросе отказывались участвовать крупные федеральные и региональные игроки. А те, кто согласились, попросили об анонимности, потому что отношение со стороны госу- дарства к биткойну остается неясным. "Да, в наших идеях на мозговых штурмах слово "блокчейн" периодически мелькает, но реальных шагов нет. Как вариант, технология, имею в виду транзакции, ста- нет более ощутимой в планах, если пойдет развитие интер- нет-доставки", – рассказал топ-менеджер федерального продуктового ритейлера. И добавил, что в идеале тре- буется успешный кейс по использованию криптовалюты от условного "Магнита". "Предсказываю, что в бли- жайшие пару лет в России точно никто не будет платить криптовалютой за овощи. Кейс той же Lavka-Lavka – это игры между производителями, а потребителю неясно, что ему делать с криптовалютой и куда вкладывать. Да, можно вспом- нить про валютный рынок, но это тоже своего рода игры. Пока все несерьезно", – рас- сказал Александр Лысков- ский, основатель СЕО iFarm Project. Очевидный плюс в оптими- зации автоматизированного процесса и наличие цифровой верификации каждого сегмен- та, по большому счету, игно- рируется со стороны участни- ков рынка. Иногда по вполне объективным причинам. По заверению того же Лысков- ского, защиту от контрафакта проще сделать на обычных технологиях, как это осу- ществляется в его iFarm на платформе FoodID. Впрочем, Наталия Кошеле- ва, вице-президент всероссий- ской ассоциации нестационар- ной торговли, настроена более оптимистично: по ее словам, есть серьезный интерес к блокчейну и последующему внедрению криптовалют со стороны тех участников рынка, где количество сотрудников превышает тысячу человек и имеется разветвленная систе- ма учета товара и бухгалте- рии. "Неправильно думать, что региональные компании, вышедшие на федеральный уровень, как "Инмарко" или "Дядя Дёнер", получают товар вручную от поставщика и оплачивают наличкой. Жела- ние снизить затраты и сэко- номить средства вполне есте- ственное, как и нежелание брать банковские кредиты под немыслимыми процентами", – говорит Кошелева. Интересно, что ни один участник опроса не смог ска- зать, как на потребителе ска- жется повсеместное исполь- зование криптовалюты и блок- чейна. Хотя и это вписывается в существующую парадигму восприятия цифровой эконо- мики: пока субъекты реально- го сектора экономики не нач- нут видеть пользу для себя, до среднестатистического рос- сиянина очередь не дойдет. l • 11 БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТА www.itsec.ru Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw