Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2018

Следует также отметить, что при нарушении АУЦ тре- бований, предусмотренных законодательством об элек- тронной подписи, Минком- связи имеет право приоста- новить или прекратить аккредитацию вовсе. • 37 ПРАВО И НОРМАТИВЫ www.itsec.ru Гражданско-правовая ответ- ственность заключается в том, что АУЦ возмещает вред, при- чиненный третьим лицам за неис- полнение обязанностей, пред- усмотренных законом и догово- ром, – ст. 15, гл. 59 ГК РФ. Так, если АУЦ нарушит рег- ламент и выдаст квалифициро- ванный сертификат ключа про- верки электронной подписи не владельцу, а неустановленному лицу, то в случае причинения ущерба владельцу убытки также могут быть взысканы с АУЦ. Федеральным законом от 28.12.2016 № 471-ФЗ была вве- дена ст. 13.33 в КоАП, которая устанавливает административ- ную ответственность за нару- шение ими обязанностей, пред- усмотренных законодатель- ством в области электронной подписи. Размеры административного штрафа варьируются в статье от 5 до 500 тыс. руб. и зависят от степени возможного причи- нения вреда. Так, за нарушение АУД порядка выдачи квалифициро- ванного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее – КС), установленного ст. 18 ФЗ "Об электронной под- писи", штрафы могут быть от 10 до 30 тыс. руб. За выдачу квалификацион- ного сертификата, содержаще- го заведомо недостоверную информацию о его владельце, – от 200 до 250 тыс. руб., а если будут нарушены требования к его содержанию, то АУЦ при- дется заплатить от 50 до 150 тыс. руб. Если АУЦ не обеспечит без- возмездный доступ с использо- ванием информационно-теле- коммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к своему реестру квалифицированных сертификатов, штраф может составить до 50 тыс. руб. Однако если в результате не будет пре- доставлена государственная услуга или она будет предо- ставлена с задержкой, штраф может возрасти до 500 тыс. руб. Нарушение порядка форми- рования и ведения реестра квалификационных сертифи- катов повлечет штраф в раз- мере от 5 до 10 тыс. руб. Статья предусматривает также ответственность руково- дителей АУЦ в случае, если они не передадут в Минкомсвя- зи информацию, подлежащую хранению в АУЦ, в слу- чае прекращения дея- тельности АУЦ, – от 30 до 50 тыс. руб. За повторные наруше- ния штрафы взимаются в двухкратном размере. Протоколы об административ- ных правонарушениях по ст. 13.33 КоАП составляют долж- ностные лица Минкомсвязи. Нужно отметить, что судебная практика по привлечению удо- стоверяющих центров к ответ- ственности на сегодня не сфор- мирована. И если при привлече- нии к административной ответ- ственности никаких сложностей возникнуть не должно, то взыс- кание убытков наверняка вызо- вет в суде множество проблем. Основная сложность, конеч- но, в доказывании размера убытков и причинно-следствен- ной связи между действием (бездействием) удостоверяю- щего центра и причиненными убытками. Тем интереснее будет сле- дить за формированием прак- тики. l Ответственность за нарушение законодательства об электронной подписи достоверяющие центры, по сути, владеют массой информации об электронной подписи, и их халатность в работе может привести к существенным убыткам пользователей. ФЗ “Об электронной подписи” в ч. 7 ст. 15 закрепляет два вида ответственности аккредитованных удостоверяющих центров (АУЦ) за нарушение закона об электронной подписи: гражданско-правовую и административную. У Малика Исаева, юрист, ЮК “Зарцын, Янковский и партнеры” Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw