Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #2, 2018

Когда мы задумываемся о будущем, нам рисуется образ комфортного прожи- вания, где практически вся рутинная и низкоквалифици- рованная работа автомати- зирована и практически большинство процессов исполняются самостоятель- но, согласно установленным правилам. Наши машины везут нас сами, также как и такси. Холодильники сами заказывают еду в магазине, откуда она доставляется беспилотниками, а оплата списывается согласно усло- виям умного контракта. Автоматизированы аналити- ки, прогнозисты, бухгалте- ры, нотариусы, различные государственные реестры, а всевидящее око позволяет даже в многотысячной толпе найти преступника (да, в Китае уже действует систе- ма распознавания лиц, и буквально в апреле был задержан на десятитысяч- ном концерте мошенник, который посчитал, что уж в толпе точно останется неза- меченным). Приоритетные технологии: l большие данные; l нейротехнологии и искус- ственный интеллект; l системы распределенного реестра; l квантовые технологии; l новые производственные технологии; l промышленный Интернет; l компоненты робототехни- ки и сенсорика; l технологии беспроводной связи; l технологии виртуальной и дополненной реальности. ния, обучаются у своих "старших товарищей-роботов" самостоя- тельно. Интернет вещей же в этом механизме может приме- няться при самостоятельном заказе роботами деталей у поставщика, а после изготов- ления, например, машины – при заказе автовоза для ее пере- возки дилеру или на распреде- лительный центр. Автовоз же в свою очередь может синхрони- зироваться с заправочными станциями и самостоятельно заправляться и оплачивать топ- ливо. Выглядит несколько футури- стично, но это уже ближайшее будущее, вопрос только в соз- дании законодательства в этой сфере. Уже сейчас компания Tesla тестирует самоуправляе- мые грузовики, которые успеш- но проходят испытания в реаль- ных условиях, а Яндекс с декаб- ря тестирует беспилотное такси на улицах Москвы, причем достаточно успешно. Виртуальная реальность Ну и возвращаясь к техноло- гиям с "человеческим лицом", а именно дополненной и вирту- альной реальности, первое, где можно это применять, – те самые совещания и бизнес- встречи, когда вместо многоча- совых перелетов можно собраться за виртуальным сто- лом переговоров и "лицом к лицу" обсудить любые темы. Это повышение продуктивности и экономия времени. Например, я в прошлом году совершил 98 перелетов на переговоры, и даже если представить, что я тратил всего по четыре часа на весь процесс, связанный с этим, то это 392 часа в год, а это практически 10 полноценных 40-часовых недель. То есть 20% года вместо активной деятель- ности я провел в дороге на встречи. Экономический эффект очевиден. Другой стороной применения технологии является моделиро- вание событий, отслеживание биологических ритмов в режиме онлайн, что говорит о повыше- нии качества жизни людей. Также благодаря технологиям появляется возможность посе- щать культурные мероприятия и памятники архитектуры, нахо- дясь за тысячи километров от них. Развитием подобной тех- нологии в России занимается проект Viarium, который уже разворачивал картинную гале- рею в виртуальной реальности. А что сейчас? Если немного отойти от рас- суждений о будущем в более приземленную сферу, то уже сейчас можно назвать цифровой трансформацией создание таких платформ, как "Госуслуги", кото- рые значительно сократили время получения тех или иных государственных услуг. Из конт- ролирующих функций – всем знакомые камеры на дорогах: контроль скоростного режима, правил перестроения, поворотов и соблюдения разметки и све- тофоров. Те же самые штрафы, которые получаем мы в течении нескольких дней, – это результат работы машинного зрения и ERP-системы, которые прини- мают в себя данные, переводят в цифру, систематизируют и выдают результат – в виде штрафа гражданину и сквозной аналитики регулирующим орга- нам. Ставшие привычными мар- кетплейсы, например "Юлмарт" или "ОЗОН", позволяющие, не выходя из дома и расплатив- шись электронными деньгами, получить практически любой товар. Беспилотники тестируют- ся банками для перемещения наличных денежных средств по воздуху. Хорошо это или плохо? Для тех, кто станет управлять и развивать данные процессы, конечно же, хорошо, это серь- езное повышение качества жизни и освобождение от боль- шинства рутинных дел. Это позитивные изменения для госу- дарств и международных ком- муникаций – в долгосрочной перспективе определенный уро- вень прозрачности важен для построения крепких союзов и партнерских отношений. С дру- гой стороны, это очевидная потеря анонимности, полная информационная подконтроль- ность системе и существенный разрыв в уровне жизни между различными слоями населения. Но ключевой вопрос в сле- дующем: раньше, например, переход от конных повозок на автомобили произошел в тече- ние нескольких десятилетий, и это позволило достаточно ком- фортно изменить парадигмы обучения и профессионального профиля людей, что практически не сказалось на уровне занято- сти условных специалистов про- шлого. Сейчас технологии раз- виваются бешеными темпами, и то, что ранее занимало десять лет, сейчас меняется за год, и скорость изменений с течением времени только растет. Теперь представим условную семью условных дальнобойщи- ков: дед дальнобойщик, отец дальнобойщик и сын тоже соби- рается идти по их стопам. Все идет своим чередом, и вуаля – самоуправляемые грузовики едут по дорогам; они быстрее, так как не спят и не останавливаются на отдых, они точнее и безопасней, так как лишены человеческого фактора. Наш дальнобойщик проигрывает им по всем пара- метрам и вылетает из рынка. Куда ему идти и кем работать? На какую профессию учиться его сыну? Кто будет содержать семью? Большой вопрос, а если принять во внимание скорость изменений, то работающая ранее система обучения, дающая хотя бы примерный ориентир на буду- щее, меняется на необходимость прогнозирования на годы вперед, дабы не оказаться выброшенным на обочину социума и жизни. И это не только локальная трагедия одной из семей, а вызов всей существующей системе. Ведь если традиционное предприятие – это создание рабочих мест, то цифровая эко- номика – это уничтожение рабо- чих мест. И это ключевой вызов настоящего времени. Необхо- димо провести оценку послед- ствий тех или иных внедрений и проработать программу адап- тации пострадавших от изме- нений отраслей к новой реаль- ности. Поэтому, подводя итоги, с уверенностью можно сказать следующее: цифровая транс- формация неизбежна, просто потому, что она более эффек- тивна. Задачи новаторов – подавать инициативы госу- дарству, а государства – быть открытым к диалогу. Совмест- ная же задача – это провести оценку последствий тех или иных изменений и разработать стратегию их нивелирования. Мы живем в удивительное время, на наш век выпал переход от дисковых телефонов до прак- тически компьютеров в кармане и самоуправляемых машин. Теперь нам предстоит сделать следующий шаг в более инте- ресный и новый мир. Мир, пол- ный возможностей и вызовов. Мир, который строим мы. l • 5 БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТА www.itsec.ru Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw