Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #3, 2018
Несмотря на то, что среди незакрытых вакансий по-прежнему присутствуют разработчики ПО со знани- ем языков программирова- ния Java, 1C, PHP, С/C++, С#, Python, JavaScript, рынок с каждым днем все сильнее заинтересован в обладате- лях совсем других специ- альностей: это прежде всего специалисты по информа- ционной безопасности, блокчейну, IoT (в т.ч. био- IoT), работе с искусствен- ным интеллектом и даже специалисты техподдержки. С одной стороны, отрасль ИT нуждается в большом числе высоко- квалифицированных узкопрофильных спе- циалистов, с другой – вузы выпускают их не в доста- точном количестве, не по тем специальностям или не учиты- вают при подготовке выпускни- ков современные тренды и запросы. Кто виноват и что делать в этой ситуации? Кадры решают все В случае, когда речь идет об успехах технических вузов в подготовке ИТ-специалистов, обычно вспоминают два момен- та. Во-первых, российские команды традиционно зани- мают высокие места на между- народных олимпиадах, таких, например, как International Col- legiate Programming Contest (ICPC), ACM ICPC и т.п. Во-вто- рых, российские ИТ все еще востребованы на мировом рынке. По данным ФРИИ, еже- годно из России эмигрируют около 4 тыс. специалистов, что составляет не менее 5% от их общего числа. При этом надо понимать, что официальные данные исследований не отра- жают реальные цифры: многие специалисты работают на западные компании, не отка- зываясь от российского пас- порта, – их не учитывает ника- кая статистика. Однако успех отдельных команд, к сожалению, не поз- воляет говорить о качестве сегодняшнего вузовского обра- зования по ИТ-специальностям. В большинстве технических вузов на первых курсах пре- обладает изучение фундамен- тальных теоретических дисцип- лин. И даже несмотря на то, что крупные компании сегодня открывают под свои задачи собственные школы в вузах и пытаются "воспитывать" новые кадры в студенческой среде, участвуя в разработке учебных планов на базе ведущих вузов России, таких как МГТУ им. Баумана, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, получить специалиста с уни- кальными знаниями и навыками в условиях вуза удается далеко не всегда. Это связано в первую очередь с консерватизмом и забюро- кратизированностью системы российского высшего образо- вания. Учебные планы в вузах проходят длительное согласо- вание и к моменту запуска быстро устаревают. Проектным же курсам приходится с трудом искать место в ряду фундамен- тальных дисциплин. Даже само- му продвинутому вузу, а в Рос- сии таких меньшинство, сложно угнаться за новейшими техно- логиями из-за отсутствия эффективных систем перепод- готовки преподавательских кад- ров и устаревающей матери- альной базы, а также при нали- чии негибкой модели форми- рования общеобразовательных программ. Крушений иллюзий Студенты не могут не заме- чать тот факт, что образование, которое они получают, не поз- воляет им уверенно войти в ИТ-сферу. По данным исследо- вания ВШЭ, 30% российских студентов, обучающихся по ИТ- специальностям, считают, что знания, полученные в вузе, не пригодятся им в дальнейшем. Такое мнение складывается преимущественно у студентов 3–4 курса бакалавриата: именно в это время ребята впервые всерьез задумываются о тру- доустройстве и впервые стал- киваются с ожиданиями и тре- бованиями работодателей. Кроме отсутствия узких про- фессиональных навыков, рабо- тодатели отмечают у вчерашних студентов низкий уровень вла- дения soft skills: неумение ста- вить цели, брать ответствен- ность за работу, вести перего- воры, планировать время, а все эти навыки необходимы совре- 48 • JOB Кто кого? дним из значимых конфликтов на рынке труда в России по- прежнему остается несоответствие уровня образования ИT- специалистов реальным требованиям работодателей. Положи- тельная динамика развития отрасли ИТ выявляет ключевую проблему, без решения которой дальнейшее движение россий- ской экономики вперед невозможно: развитие экономики все больше оказывается связанным с развитием ИT-сферы, а на кадровом рынке ИT ситуация сегодня не из легких. О Олесья Горьковая, генеральный директор HackerU в России
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw