Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2018

Под служебной проверкой будем понимать совокупность мероприятий, проводимых представителями работодателя в целях своевременного, все- стороннего, полного и объективного изучения произошедших событий, имеющих признаки дисциплинарных проступков, установления лиц, к ним причастных, степени их вины, нане- сенного или потенциального ущерба. Следующим важным вопросом является действительная необходимость проведения такой служебной проверки. Дело в том, что организация и проведение служебных проверок – это достаточно ресурсоемкий для работодателя процесс. Поэтому если нет четкого понимания необходимости, целей и возможных конечных результатов, то бросаться "во все тяжкие" с большой вероятностью не стоит. Служебная проверка является важным элементом системы управления инцидентами в организации. Специфика ее в том, что предметом как правило являются дисциплинарные про- ступки работников этой же организации. Если инцидент не связан напрямую с работником, а касается, например, проти- воправных действий третьих лиц (распространение вредонос- ного ПО, неправомерный доступ или попытки такового и т.п.) или правонарушений со стороны различных категорий служа- щих, то речь может идти уже об административном правонару- шении, преступлении или иных специальных видах правонару- шений, порядок рассмотрения и расследования которых пред- полагает участие специальных субъектов и строго определен действующим законодательством: уголовным, административ- ным, законодательством о государственной гражданской служ- бе, воинскими уставами и внутренними нормативными доку- ментами федеральных органов исполнительной власти. Если инцидент связан с нарушением требований договора одной из сторон гражданских правоотношений, то его разрешение – с применением норм гражданского и арбитражного законода- тельства. Наиболее интересными в контексте статьи являются инци- денты, имеющие место в организациях (в основном коммерче- ских) и связанные с участием работников, которые требуют проведения служебной проверки. Ключевой момент здесь заключается в том, что если работодатель и работник в состоянии договориться и разрешить любой возникающий между ними вопрос самостоятельно, то проведение служебной проверки не требуется априори, более того, это лучший вариант развития событий для обеих сторон, прямо пред- усмотренный законом. Многие положения трудового законо- дательства имеют диапозитивный характер, а само государст- венное регулирование трудовых отношений имеет ярко выра- женную направленность на равноправие, взаимное уважение и учет интересов обеих сторон (институт социального парт- нерства 3 ). Часто в целях управления взаимоотношениями между работником и работодателем последнему достаточно грамотно использовать систему необязательных поощрений (премий). Другое дело, когда работник и работодатель не имеют воз- можности самостоятельно разрешить возникшие вопросы. Тогда их арбитром и конечной инстанцией будет суд. Именно он является адресатом всех тех задокументированных поло- жений и утверждений, на которые стороны будут ссылаться, доказывая свою точку зрения. #Ошибка_1 Одной из ошибок, допускаемых работодателем, является принятие решений или совершение каких-либо действий в отношении работника, не имея на то достаточных оснований, в надежде урегулировать (узаконить) их последующей служебной проверкой. Ухудшает положение работодателя в этих случаях отсутствие релевантного опыта и действующего в организации института служебных проверок. Итак, рассмотрим подробнее ключевые этапы подготовки и проведения служебной проверки в обычной (коммерческой) организации и некоторые ошибки, их сопровождающие. Подготовка Исходное положение, на которое необходимо ориентиро- ваться при подготовке и организации процесса, следующее: самостоятельное разрешение проблемы сторонами в силу каких-либо причин невозможно. В общем рассматриваемом случае сторонами (участниками) процесса являются работода- тель и работник, а конечной инстанцией, рассматривающей спор, будет суд. Нормативно закрепленного порядка проведения служебных проверок, перечня необходимых документов и требований к их содержанию, а равно и специальных требований, которыми надлежит руководствоваться судам, нет. Но есть результаты 14 • УПРАВЛЕНИЕ Служебные проверки. Тонкости организации и проведения то из себя представляет служебная проверка и всегда ли она нужна, разбираемся. Строго говоря, термин “служебная про- верка” относится к сфере государственной гражданской служ- бы 1 . Термины “внутренняя проверка”, “служебное расследо- вание” и другие подобные нормативно в трудовом или смеж- ном законодательстве не закреплены 2 . Тем не менее термин активно используется. Формализуем его для унификации понимания и дальнейшего использования, опираясь на соот- ветствующий термин из области государственной гражданской службы. Ч Петр Ляпин, эксперт по информационной безопасности 1 Ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации". 2 Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в контексте статьи не рассматриваем. 3 Раздел II, ч. 2 ТК РФ, “Социальное партнерство в сфере труда".

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw