Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2018

Электронный бизнес – это совокупность различных бизнес-процессов, в кото- рых применение Интернета и связанных с ним телеком- муникационных сетей, информационных и компью- терных технологий является необходимым условием для осуществления и обеспече- ния одной или нескольких стадий предприниматель- ской деятельности (см.: Борщев В.Г. Становле- ние и развитие предприни- мательской деятельности в интернет-экономике. Дис- сертация кандидата эконо- мических наук. СПб., 2004. – С. 16–17). Термин "электронная коммер- ция" – это дословный перевод английского словосочетания electronic commerce, в 1993 г. вошедшее в обиход путем частого упоминания в СМИ, а затем и в научной литературе для обозначения экономической деятельности, осуществляемой с использованием компьютер- ных сетей. Однако в юридических доку- ментах electronic commerce 2 встре- чается с середины 1990-х гг., с вовлечением электронной ком- мерции в сеть Интернет. Некоторые авторы утвер- ждают, что электронная ком- мерция как экономическое явле- ние появилась значительно раньше, в 60-е гг. прошлого сто- летия, когда большие организа- ции стали применять в транзак- циях между собой технологии электронного обмена данными (electronic data interchange), а банки – использовать электрон- ный перевод денежных средств (electronic funds transfer 3 ). На начальном этапе изучения е-коммерции в качестве ее синонимов активно использо- вались термины "электронный бизнес" (electronic business) и "электронная торговля" (cyber- trade, electronic trade, e-tailing). Однако в настоящее время большинство специалистов говорят о том, что эти термины обозначают различные явления: самым широким понятием из вышеприведенных является электронный бизнес, он вклю- чает в себя электронную ком- мерцию, частный случай кото- рой представляет собой элек- тронная торговля, и, таким обра- зом, она является самым узким из рассматриваемых понятий 4 . Электронная коммерция – революционная, наименее затратная модель ведения биз- неса посредством сети Интер- нет 5 . Согласно наиболее "емким" определениям данной катего- рии, е-коммерция может осу- ществляться посредством шести основных инструментов: телефона, факса, телевидения, систем электронных платежей и перевода денег, электронного обмена данными (EDI) и ком- пьютерных сетей, включая Интернет 6 . В 1996 г. создана Secure Elec- tronic Transactions (SET), пред- ставляющая собой стандарт протокола связи для обеспече- ния безопасности от хакеров при осуществлении онлайн-про- даж с оплатой кредитными кар- тами в сети Интернет. В 1998 г. стартовал проект PayPal, преимуществом кото- рого являлась возможность открытия онлайновых счетов с цифровым эквивалентом дол- ларов США, возможностью транзакций с другим владель- цем аналогичных счетов, вклю- 24 • ТЕХНОЛОГИИ Мошенничество в е-commerce Часть 1 зучение электронной коммерции (е-commerce) в настоящее время активно ведется не только экономистами, но и специа- листами в области юриспруденции, поскольку с ее появлени- ем открылся целый Клондайк теоретических и практических правовых проблем. Так, в данной в статье электронная ком- мерция рассматривается автором в качестве наиболее благо- приятной сферы деятельности для мошенников. Приведена авторская классификация способов совершения мошенниче- ства с использованием интернет-магазинов. Использованные примеры судебной и следственной практики служат аргумен- тированным подтверждением классификации по выбранному основанию. И В будущем на рынке останутся два вида компаний: те, кто в Интер- нете и те, кто вышел из бизнеса. Билл Гейтс (Bill Gates) 1 Анна Лебедева, кандидат юридических наук 1 См.: Цитаты Билла Гейтса URL: http://www. http://superiormale.ru ( дата обращения: 20.03.2018). 2 Электронная коммерция определяется просто как предпринимательская деятельность, осуществ- ляемая через электронные средства коммуникации //Joint Statement on Electronic Commerce, Committees of U.S. – Japan Business Council, Inc. and Japan – U.S. Business Council. 07.1999 // http://www.giic.org/focus/ecommerce/usjECstatement99.pdf. 3 См.: Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. – С. 55; Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность). Правовое регу- лирование и налогообложение. М., 2002. – С. 14. 4 Такой подход, например, можно найти в работах В.В. Царева и А.А. Канторовича, Л.А. Брагина и В.Г. Борщева. 5 См.: Винья П., Кейси М. Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой экономический порядок // пер. с англ. Кондуковой Э. 2-е изд., М., “Манн, Иванов и Фербер", 2018. – Стр.83–85. 6 В качестве примеров такого подхода можно привести определение правительства Канады: еlectronic commerce is the conduct of business activities - buying, selling and transactions of all kinds - by means of communications and computer technologies. It includes transactions that take place by telephone, fax, ABM, credit card, debit card, EDI and Internet// Government of Canada. Electronic Commerce in Canada: Priorities for Action. 1998 // http://e-com.ic.gc.ca/english/ecom_eng.pdf.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw