Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #4, 2018

Хостинг – размещение на сервере провайдера клиент- ского хоста с предоставлени- ем необходимых сервисов (см.: Артемова И.В. Созда- ние интернет-магазина учреждения // Советник бух- галтера государственного и муниципального учреждения. 2017. – № 10. – С. 75–82). Электронная коммерция – совокупность технических и организационных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осу- ществляемых с использова- нием электронных систем. (Решение Высшего Евразий- ского экономического совета от 08.05.2015 № 19 "О плане мероприятий по реализации Основных направлений раз- вития механизма "единого окна" в системе регулирова- ния внешнеэкономической деятельности"). Электронные деньги, элек- тронная система платежей: 1) безналичные расчеты между продавцами и покупа- телями, банками и их клиента- ми, осуществляемые посред- ством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования инфор- мации и ее автоматической обработки; 2) платежное сред- ство, эмитированное какой- либо организацией, суще- ствующее исключительно в виде записей в специализиро- ванных электронных систе- мах; как правило, все опера- ции происходят через Интер- нет или мобильный телефон (см.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011 г.). чая реализацию и приобретение товаров с низкими накладными расходами при помощи элек- тронных торговых площадок, в том числе eBay. Конкуренцию за рынок e-com- merce "выиграли" системы рас- четов, внедренные крупными банковскими ассоциациями, обслуживающие банковскими картами Visa и MasterCard. Особое место в НПС 7 зани- мает платежная система Банка России 8 . Данная ПС осуществ- ляется посредством применения расчетной сети в целях перево- дов денежных средств и состав- ляет основу национальной пла- тежной системы. В этой связи Банк России законодательно наделен надзорными и наблю- дательными полномочиями за платежной системой для под- держания ее стабильности и развития. Национальная система пла- тежных карт (далее – НСПК) начала работать в России 1 апреля 2015 г. Необходимость ее создания – ответная реакция после летних событий 2014 г., когда Visa и MasterCard из-за санкций США против России прекратили обслуживать карты ряда российских банков. Поскольку НСПК уже создана и вполне успешно действует, обязанность выпускать и обслу- живать пластиковые карты "Мир" (далее – ПК "Мир") воз- ложена на те российские банки, которые признаны регулятором значимыми. Электронная ком- мерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей при- обретают товары посредством сети Интернет, а коммерческие организации так или иначе используют возможности дан- ной сети при осуществлении предпринимательской деятель- ности. В нормативных правовых актах Российской Федерации не содержится понятия сети Интернет, однако в литератур- ных источниках под Интернетом понимается глобальная компью- терная сеть, дающая доступ к емким специализированным информационным серверам и обеспечивающая электронную почту 9 . В практике использования сети Интернет выделяют Рунет как русскоязычную часть все- мирной сети Интернет. В настоящее время в Рунете увеличивается количество интернет-сайтов, предлагающих платные услуги; растет число пользователей, совершающих покупки на удаленном доступе посредством персональных ком- пьютеров. Е-коммерция охватывает пол- ный цикл гражданско-правовых отношений по продвижению продукта до потребителя, как информационный (преддоговор- ный), так и непосредственно договорный. Необходимо отме- тить, что в анализируемой моде- ли торговли договоры заклю- чаются и исполняются непо- средственно в сети Интернет. Эта особенность характерна для договоров, связанных с предо- ставлением цифрового контен- та, а также оказанием различ- ного рода внутрисетевых услуг (рекламных услуг, хостинга, услуг облачных вычислений и т.д.). В данной модели макси- мально используются все пре- имущества электронной ком- мерции: сокращение транзак- ционных издержек на содержа- ние складов и обслуживающий персонал, возможность ведения деятельности в глобальном мас- штабе с выходом на зарубеж- ные рынки. Однако в качестве дополнительной нагрузки появляются еще и риски подпа- дания под юрисдикцию ино- странных государств, необхо- димость соблюдения иностран- ного права и т.д. 10 Согласно положениям закона РФ от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" 11 продавцом при дистанционном способе продажи до заключения дого- вора должна быть предостав- лена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, месте его изготовления, адресе и фир- менном наименовании продав- ца, о цене, об условиях его при- обретения, доставки, оплаты, о сроке службы и т.п. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность рассмотрения способов мошен- ничества в сфере электронной коммерции. По данным нового отчета Европейской ассоциации сво- бодной торговли (EFTA), в 2016 г. суммарное число атак мошенников в секторе элек- тронной коммерции увеличи- лось на 113% по сравнению с 2015 г. Решить указанную проблему, по мнению ассоциации, можно путем внедрения более жестких процедур идентификации поль- зователей при совершении транзакций 12 . Электронная коммерция – это стремительно развивающийся вид деятельности, который дает больше прибыли, преимуществ и возможностей. Е-commerce немыслима без новых форм платежей, в значи- тельной степени облегчающих реализацию товаров и услуг в виртуальном пространстве. Феномен электронных денег достаточно долго обсуждался среди экономистов и юристов как в России, так и за рубежом. • 25 ТЕХНОЛОГИИ www.itsec.ru 7 См.: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 18.07.2017) “О национальной платежной системе" // Российская газета, № 139, 30.06.2011. 8 См.: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) “О Центральном банке Рос- сийской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)// Российская газета, № 127. – 13.07.2002. 9 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. 10 Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. М.: Статут, 2016. – 640 с. 11 См.: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.05.2017) “О защите прав потребителей" // Российская газета, № 8, 16.01.1996. 12 Коробкова А.С. Европейская ассоциация свободной торговли и экономики, РУДН, 2017.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw