Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #5, 2018

2024 г. обеспечить постоянно обновляемый кадровый потен- циал цифровой экономики и компетентность граждан. За достаточно небольшой период времени (всего пять–шесть лет) должны быть созданы условия для подготовки кадров цифро- вой экономики, проведены мероприятия по совершенство- ванию системы образования для обеспечения цифровой эко- номики компетентными кадра- ми. Изменения коснутся и рынка труда в части требований, предъявляемых цифровой эко- номикой, а также системы моти- вации кадров. Культура информационной безопасности Цифровая грамотность (или, как сейчас модно говорить, цифровая гигиена), т.е. готов- ность и способность личности применять цифровые техноло- гии уверенно, эффективно, кри- тично и безопасно во всех сфе- рах жизнедеятельности, должна стать основой любого совре- менного образования. Новые технологии не только делают нашу жизнь удобнее и быстрее, но и позволяют большему числу злоумышленников попытаться причинить нам ущерб, делая их самих зачастую недосягаемы- ми, а арсенал их средств более разнообразным. Ведь никакие программные и технические средства защиты информации не позволят вам чувствовать себя в безопасности, если, например, вы сами вручаете злоумышленникам доступ к своим банковским счетам. Поэтому крайне важно обеспе- чить формирование культуры информационной безопасности у всех слоев населения, причем начинать эту работу необходимо уже в дошкольных образова- тельных организациях. При переходе к цифровой эко- номике необходимо понимать, что конкурентоспособность организаций, отраслей, регио- нов и стран в целом будет зави- сеть не столько от эффективно- сти использования имеющихся кадров, сколько от наличия и развития кадрового потенциала. Развитие робототехники, дис- танционного обслуживания, стандартизация и унификация многих процессов позволят заменить (или существенно сократить) работников роботами и информационными система- ми. А соответственно, востре- бованными останутся только специалисты с навыками и ком- петенциями, отвечающими новым реалиям цифровой эко- номики. При этом только знаний о цифровых технологиях и осно- вах их применения будет явно недостаточно. Потребуются такие компетенции, как умение непрерывно учиться и постоянно совершенствовать уровень про- фессионального мастерства, умение планировать и управлять проектами, критически, иннова- ционно и творчески мыслить, инициативность, ответствен- ность, предприимчивость, эмо- циональный интеллект, умение адаптироваться в новых, посто- янно изменяющихся условиях. Задачи, стоящие перед системой образования Это и подготовка 800 тыс. выпускников системы профес- сионального образования, обла- дающих базовыми компетен- циями цифровой экономики, и подготовка ИТ-специалистов в количестве не менее 120 тыс. выпускников системы высшего образования. При этом, стоит отметить, предполагается, что доля населения, обладающего цифровыми навыками, к 2021 г. составит не менее 40%. В рамках направления "Инфор- мационная безопасность" про- граммы "Цифровая экономика" к 2024 г. "должны быть решены наиболее актуальные проблемы защиты прав и свобод граждан в цифровом пространстве, создан каркас инфраструктуры безопас- ности цифровой экономики, в том числе в области новейших техно- логий, обеспечен цифровой суве- ренитет Российской Федерации, Российская Федерация является одним из мировых лидеров в области информационной без- опасности". А это потребует не только изменений в системе обра- зования, предоставления новых возможностей, но и в целом популяризации такого направле- ния, как информационная без- опасность. В частности, планиру- ется открытие массовых онлайн- курсов, разработка системы сер- тификации специалистов в обла- сти информационной безопасно- сти, а также включение дисцип- лины "Информационная безопас- ность" в World Skills Russia. Следующий этап – это трудо- устройство и подтверждение всех компетенций, получаемых работниками в течение трудо- вого пути, будет связано с циф- ровым профилем, образующим своеобразную цифровую карь- ерную историю каждого спе- циалиста, – электронной трудо- вой книжкой. На первом этапе в нее будет включена инфор- мация об образовании, прохож- дении курсов повышения ква- лификации, достижениях в про- фессиональной деятельности. Кстати, использование техно- логий искусственного интеллек- та при анализе накапливаемой информации позволит в буду- щем давать работникам и их работодателям рекомендации по развитию профессиональных и личностных навыков. И, конечно же, образование будет все больше связано с реальными секторами экономи- ки за счет повышения значения стажировок в первую очередь в организациях, разрабатываю- щих, внедряющих и использую- щих передовые технологии. Выводы Система образования и вос- питания кадров, успешно отве- чающая на вызовы цифровой экономики, должна готовить граждан к будущему, которое "появится скоро и неожиданно, как скорый поезд из-за резкого поворота" 2 . И в первую очередь это относится к подготовке кад- ров для обеспечения информа- ционной безопасности, ведь цифровая свобода требует и больших усилий в деле защи- ты информации, а соответствен- но специалисты в данной сфере всегда должны быть готовыми к реагированию на новые вызо- вы и угрозы, которые несет нам технологический прогресс. l Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru 2 Джаннет Уоллс. Дикие лошади. У любой истории есть начало. М.: ЭКСМО, 2015. – С. 25. JOB 52 • В быстро меняющемся мире с бурным развитием информационно-телекомму- никационных технологий необходимо формирование новой модели непрерывного обучения, переподготовки и постоянного повышения ква- лификации сотрудников с учетом растущих потребно- стей в новых компетенциях. Эти уже отражено в про- грамме "Цифровая экономи- ка", утвержденной распоря- жением Правительства Рос- сийской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р, и в плане мероприятий по направлению "Кадры и образование" указанной программы. В рамках направления "Информационная безопас- ность" программы "Цифро- вая экономика" к 2024 г. "должны быть решены наи- более актуальные проблемы защиты прав и свобод граж- дан в цифровом простран- стве, создан каркас инфра- структуры безопасности цифровой экономики, в том числе в области новейших технологий, обеспечен циф- ровой суверенитет Россий- ской Федерации, Россий- ская Федерация является одним из мировых лидеров в области информационной безопасности". Современные информа- ционно-телекоммуникацион- ные технологии проникают во все сферы жизни, меняя сложившийся уклад, суще- ственно расширяя возмож- ности, но и порождая невни- мание к обеспечению ИБ при их использовании. Цифровая грамотность, т.е. готовность и способ- ность личности применять цифровые технологии уве- ренно, эффективно, критич- но и безопасно во всех сфе- рах жизнедеятельности, должна стать основой любо- го современного образова- ния. Образование в будущем будет все больше связано с реальными секторами экономики за счет повышения значения стажировок в первую очередь в организациях, разрабатывающих, внедряющих и использующих передовые технологии.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw