Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2018

Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсально- го европейского банка с более чем 150-летней исто- рией, который на протяже- нии всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, проти- востоянию внешним вызо- вам и успешной адаптации к изменениям. 4 000 000 частных клиентов в России 350 отделений 16000 сотрудников 2200 банкоматов 70 регионов страны – Сейчас много говорится о том, что компании либо трансформируются, либо умирают. Насколько это утверждение приме- нимо к банкам? – Это утверждение полностью применимо к банкам. В настоящее время мы живем в быстро меняющемся мире, и чтобы успевать за растущими ожидания- ми клиентов, банкам сле- дует своевременно внед- рять новые технологии. Те банки, которые будут отставать, посте- пенно будут терять свою конку- рентоспособность в глазах кли- ентов, что в итоге может приве- сти к потере рыночных позиций. – Как изменится струк- тура издержек банковско- го бизнеса в связи с циф- ровизацией? – В текущий момент структура расходов многих банков, в част- ности Росбанка, находится в про- цессе изменений. По мере внед- рения новых технологий мы ожи- даем естественного увеличения расходов на поддержание сер- висов при постепенном снижении затрат на физическую сеть. Я думаю, что к 2020 году расходы на сеть физических каналов ста- нут сопоставимы или меньше, чем расходы на программное обеспечение, техническую рота- цию устройств и зарплату сотруд- ников ИТ. – Есть ли в банковской отрасли сегменты, кото- рые невозможно цифрови- зировать? – Цифровизация в физических каналах обслуживания клиентов, к сожалению, сильно ограничена из-за того, что законодательная база просто не успевает за раз- витием технологий, поэтому мно- гие области в ИТ пока либо не регулируются вообще, либо регу- лируются, но с запозданием на несколько лет. К примеру, мы видим, что мно- гие клиенты до сих пор обра- щаются в отделения за получе- нием справок и выписок в бумажной форме, так как в даль- нейшем для решения вопросов в других структурах им потребу- ется именно бумажный документ от банка. Только после того, как цифровизация примет повсе- местный характер и организации начнут массово принимать элек- тронные документы вместо бумажных, подобные операции исчезнут из физических кана- лов. Медленно будут цифровизи- роваться также крупные опера- ции с наличными денежными средствами (от 3 млн рублей или эквивалент в иностранной валюте). Наконец, в физических каналах банка в любом случае останется такой вид услуги, как депозитарий. За получением услуги хранения ценностей в сейфах банка клиенты так или иначе будут вынуждены обра- щаться лично. Мы в Росбанке уже пилотируем определенные меры оптимизации с помощью перевода подписания договора в электронный вид, тем не менее этот специфический тип опера- ций всегда будет требовать нали- чия отделения и сотрудников как обязательных участников обслу- живания клиентов. – Какие преимущества дает искусственный интеллект банкам? – Одно из основных преиму- ществ, которые дает Росбанку его использование при управле- нии сетью отделений, – это потенциал для принятия объ- ективного решения: выбора локации для размещения под- разделения, способа обслужи- вания клиента, анализа исполь- зуемых пространств и разме- щаемых рекламных материалов. К примеру, благодаря приме- нению решения по выбору лока- ций в городе для размещения подразделений сети мы эконо- мим не только на экспертизе сторонних подрядчиков, которых может быть достаточно много из-за широкой географии нашей сети, но и на времени утвержде- ния внутреннего решения, так как автоматизированное реше- ние – более структурированное и проверяется по четким крите- риям. – Что подтолкнуло Рос- банк внедрить искусствен- ный интеллект? – На сегодняшний день в бан- ковском бизнесе уровень ожи- даний клиентов, как настоящих, так и потенциальных, настолько высок, что развитие розничной сети без внедрения принципи- ально новых технологий просто невозможно. Таким образом, задачи по открытию новых отде- лений и оценке эффективности расположения существующих офисов требуют совершенно нового, современного подхода. Мы в Росбанке это отчетливо осознаем, поэтому приняли решение об оптимизации про- цесса открытия и релокации отделений. – Как происходил про- цесс внедрения искус- ственного интеллекта в Росбанке? – Мы внедрили систему искус- ственного интеллекта с исполь- зованием современных методик машинного обучения, которая способна накапливать опыт и самообучаться на основании регулярно поступающих бизнес- данных. Таким образом, собрав определенный массив информа- ции и накопив опыт, система начинает предлагать для разви- тия бизнеса более совершенные варианты и, что принципиально важно для нас, аргументирует их. С помощью таких технологий мы рассчитываем добиться уве- личения эффективности работы офисов на новых локациях, а также значительного прироста клиентской базы. – Расскажите, пожалуй- ста, подробнее о проекте Location Intelligence. Какие основные проблемы он позволяет решить вашему банку? – С технической точки зрения модель оценки потенциала лока- ций построена при помощи машинного обучения, алгоритм GradientBoosting. Всего при пер- воначальной настройке системы было доступно более 250 влияю- щих на конечный результат пере- менных, которые можно разбить на три основные группы – "Гео", "Трафик" и "Объекты". "Гео" – это характеристики, отвечающие за местоположение, к которым можно отнести рас- стояние до центра, расстояние 4 • В ФОКУСЕ Задачи для искусственного интеллекта Денис Сотин, член правления, директор по информационным технологиям Росбанка

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw