Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2019

Вопрос нехватки кадров актуален и для бизнеса, и для государственных структур. Что касается коммерческих компаний, то, по результатам опросов, на большинстве предприятий над обес- печением кибербезопасности работает 1–5 человек, а 27% организаций малого и среднего бизнеса вообще не имеют в штате экспертов этой отрасли. Более чем у половины компаний со штатом из 500 сотрудников размер службы ИБ не превышает пяти человек. При этом аут- сорсинг используют лишь 20% опро- шенных компаний, тогда как 67% не задействуют внештатных специалистов по ИБ. 81% опрошенных компаний ожи- дает усиление кадрового голода в ИБ. Лишь 16% считают, что спрос будет удовлетворен в течение нескольких лет. В государственном секторе ситуация также достаточно сложная. Основным заказчиком ИБ-кадров в госсекторе является Федеральная служба по техни- ческому и экспортному контролю (ФСТЭК). Она формирует контрольные цифры прие- ма и передает эти данные в Министерство просвещения и Министерство науки и выс- шего образования. Текущая заявка – 7183 вакантных бюджетных мест. В целом дефицит кадров в ИБ обуслов- лен не столько отсутствием специали- стов по технологиям, сколько нехваткой узкопрофильных профессионалов. Гото- вить их как сложно, так и затратно. Главные причины нехватки специалистов Сложность подготовки в образова- тельном учреждении – одна из основных причин нехватки специалистов по ИБ. Студент, который учится на ИБ-специ- альности, должен освоить большое коли- чество разных технологий, которые при- меняются для защиты компании или государственной организации. А это трудно, поскольку у образовательного учреждения далеко не всегда есть воз- можность приобрести необходимое обо- рудование и ПО, ведь бюджет большин- ства из них очень ограничен. Кроме того, в России публикуется мало хорошей обучающей технической литературы по информационной без- опасности. Образование – в первую очередь двусторонний процесс взаимо- действия преподавателя и студента. Им нужно опираться на какую-то инфор- мационную базу. Но в книгах и пособиях постепенно упрощается подача мате- риала, в них рассматриваются макси- мально простые вопросы и темы. Нет и упора на практику: во многих случаях практических примеров в ходе теорети- ческой подготовки просто нет. Соответ- ственно, студенты очень сильно зависят от опыта и знаний преподавателя. А здесь возникает еще одна проблема. Дело в том, что хороший преподаватель по ИБ должен быть экспертом в своей области, это аксиома. Но зачем такому специалисту преподавать, ведь на пред- приятии он может получать гораздо больше, чем в большинстве вузов или колледжей. Получается, что в образо- вательные учреждения идет работать совсем немного профессионалов в обла- сти ИБ. В итоге страдает качество под- готовки студентов. Уровень подготовки в образовательных учреждениях В России программы подготовки ИБ- специалистов есть в 450 вузах и 95 кол- леджах, что очень немало. В большинстве случаев темы для обучения выбраны весь- ма грамотно. Если открыть любой феде- ральный государственный образователь- ный стандарт среднего профессиональ- ного образования в области ИБ, можно увидеть, что программа хорошая. Правда, в стандартах не раскрываются некоторые особенности практической работы, напри- мер обязательное к использованию про- граммное и аппаратное обеспечение, обо- рудование для лабораторий и т.д. С одной стороны, такой подход дает колледжу или вузу возможность адап- тировать имеющееся в образовательном учреждении ПО и железо. Но насколько выбор средств для проведения занятий будет соответствовать требованиям рынка? Здесь мы возвращаемся к вопро- су наличия хороших преподавателей с практическим опытом в сфере ИБ. Толь- ко такой специалист может справиться с этой задачей. 46 • JOB Дефицит кадров в сфере ИБ и подготовка молодых специалистов ИТ-отрасли постоянно ощущается дефицит квалифицированных кадров – разработчиков, тестеров, специалистов по информационной безопасности. Особенно сильна потребность как раз в последних: по данным исследований, около 45% российских компаний испытывают нехватку экспертов по кибербезопасности. Это системная проблема, которая возникла в условиях расширения фронта кибератак на современные организации, как государственные, так и коммерческие. В данной статье рассмотрим причины дефицита кадров в ИБ и возможные решения этой проблемы. В Александр Зубарев, председатель цикловой комиссии информационной безопасности инфокоммуникационных систем (ИБИС) АКТ (ф) СПбГУТ, преподаватель высшей квалификационной категории Владимир Душкевич, преподаватель факультета информационной безопасности в GeekUniversity, образовательном портале GeekBrains, преподаватель цикловой комиссии информационной безопасности инфокоммуникационных систем (ИБИС), преподаватель первой квалификационной категории

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw