Журнал "Information Security/ Информационная безопасность" #6, 2019

Соответственно, в тех колледжах и вузах, где преподавателям обеспечены достойные условия работы (заработная плата, материально-техническая база и другие ресурсы), качество подготовки специалистов можно назвать высоким. Но таких образовательных учреждений не очень много, поэтому далеко не все выпускники ИБ-специальностей имеют необходимую для работы подготовку. Еще один нюанс состоит в том, что кибербезопасность – всегда некая "над- стройка" над имеющимся базисом. А это справедливо и для образовательного учреждения. В качестве примера можно привести направление "Сетевая без- опасность". Для того чтобы профессио- нально заниматься решением вопросов в этой сфере, нужно иметь четкие знания о сетевых технологиях: как работает сеть, какие существуют протоколы пере- дачи данных, какие уязвимости может использовать злоумышленник и т.д. Порог вхождения в кибербезопасность в значительной степени зависит от имею- щихся знаний о работе определенных технологий и принципах управления ими. Если в колледже или вузе есть техни- ческая база, которая позволяет построить систему подготовки специа- листов ИБ, то проблем нет. А вот если колледж или вуз открывает новую для себя специальность в этой сфере, не имея хорошей базовой программы, тогда не стоит рассчитывать, что в таком учебном заведении студента научат необходимым знаниям, умениям и навы- кам. К примеру, в ИБ очень многое делается с использованием ОС Linux, поэтому в учебном заведении должен быть серьезный специалист в данной области. Если такого професисонала нет, то не нужно рассчитывать, что каче- ство подготовки будет высоким. В итоге складывается ситуация, когда компаниям и госструктурам непросто найти хорошего претендента на вакан- сию по ИБ даже при условии большого количества заявок. Например, HR-менед- жерам "Лаборатории Касперского" для того, чтобы выявить подходящего кан- дидата на ИБ-должность, в некоторых случаях приходится проводить собесе- дования с 30–40 кандидатами. Анало- гичная ситуация у Orange – HR-сотруд- никам этой компании необходимо про- вести несколько десятков встреч с кан- дидатами, прежде чем выбрать одного- двух. Наиболее востребованные специальности Самыми дефицитными на российском рынке являются инженеры-безопасники – специалисты, которые занимаются про- ектированием, внедрением и настройкой инструментов кибербезопасности. На втором месте – аналитики, которые изучают инструментарий злоумышлен- ников, потенциальные и уже случив- шиеся атаки. Третью позицию занимают техниче- ские администраторы, которые защи- щают рубежи госорганизаций и ком- мерческих компаний в виртуальном про- странстве. Если говорить о размере заработной платы, то он зависит от региона. В Моск- ве, например, это 50–150 тыс. руб., а в Архангельске – 30–50 тыс. руб. В среднем специалист по ИБ, работаю- щий в России, получает от 55 до 150 тыс. руб. Отрасли, которые нуждаются в хоро- ших специалистах, – это прежде всего финансовый сектор, нефтегаз, госу- дарственные учреждения и телекомму- никационная сфера. Спрос возникает потому, что современному бизнесу и госсектору нужна защита от опасностей в киберпространстве, которых становит- ся все больше. Дмитрий Волков, CTO компании Group-IB, так комментирует ситуацию: "Активно используется так называемое цифровое оружие, или кибероружие, способное останавливать производ- ственные процессы и выводить из строя сети объектов критической инфраструк- туры и крупных коммерческих пред- приятий. Это серьезная проблема. Арсе- нал "прогосударственных" хакеров сей- час периодически публикуется в откры- том доступе, и любой желающий может все это скачать, настроить под себя и начать использовать. Число кибератак будет увеличиваться, и все сложнее будет атрибутировать эти атаки". Три способа утоления кадрового голода в ИБ Существует несколько путей к повы- шению уровня подготовки специалистов в сфере кибербезопасности и одновре- менному снижению дефицита кадров в этой отрасли: 1. Меры со стороны государства. Воз- можно, стоит усилить контроль за под- готовкой специалистов по кибербезо- пасности в различных образовательных учреждениях. Например, оценивать материально-техническую базу и новые программы, которые собираются вводить или уже ввели. Если учебное заведение слабо связано с высокими технологиями, то, скорее всего, оно будет выпускать не очень хорошо подготовленных спе- циалистов. Да и самим вузам и коллед- жам не помешает улучшить качество образовательного процесса, если оно не очень высокое. К слову, уже сейчас реализуется распоряжение Правитель- ства Российской Федерации № 1632-р "Цифровая экономика Российской Феде- рации", которое напрямую связано с последствиями нехватки специалистов по информационной безопасности. 2. Меры со стороны бизнеса и образо- вательных учреждений. Университетам стоит сотрудничать с Hi-Tech-компания- ми, которые решают проблемы инфор- мационной безопасности и связанные с ними задачи. Уже сейчас Mail.ru Group, Яндекс, Orange, Сбербанк и другие ком- пании приглашают студентов различных вузов на стажировку. Она заключается в выполнении бизнес-задач, связанных с ИБ, так что студенты получают не только теоретическую, но и практиче- скую подготовку. 3. Меры со стороны образовательных учреждений и онлайн-курсов. Офлайн- образование и онлайн-обучение стано- вятся ближе друг к другу, причем формат онлайн более гибкий – здесь есть воз- можность актуализировать программу в оперативном режиме. Колледжу или вузу для этого нужно больше времени. Оптимальный режим обучения совре- менных студентов – смешанный, когда академическое образование сочетается с практическими кейсами. В этом направлении тенденция положительная. Все прекрасно понимают, что если не внедрять передовой опыт в образова- тельный процесс, то качество подготовки не будет расти. А внедрять передовой опыт может исключительно преподава- тель-практик, поэтому именно от уровня его знаний, умений и навыков в конечном итоге и будет зависеть качество подго- товки специалистов. Только совместные усилия государст- ва, образовательных учреждений, биз- неса и онлайн-университетов позволят повысить качество образования в сфере ИБ и сократить разрыв между потреб- ностями рынка и наличными профес- сионалами. По оценкам экспертов, если ситуацию не начать исправлять прямо сейчас, то к 2024 г. общий дефицит ИТ- специалистов на российском рынке труда достигнет 2 млн человек. l • 47 JOB www.itsec.ru Ваше мнение и вопросы присылайте по адресу is@groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw