Каталог "Пожарная безопасность"-2020

средствА обеспечения поЖАрной беЗопАсности СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2020 www.secuteck.ru 42 рАЗдел Б азовые нормативные документы в области пожарной безопасности (ФЗ-123, ФЗ-69 и своды правил к ним) детально разъясняют отдельные положения основного документа. В то же время во- просы, не нашедшие отражения в законах, регламентируются СНиПами и существую- щими ведомственными нормативными ак- тами. Сегодня действующими считаются более 1300 различных нормативных доку- ментов в области пожарной безопасности. Текущее состояние дел в России Прямое применение нормативных требо- ваний, содержащихся в различных норма- тивных документах (СНиПах, сводах правил и др.), может приводить к серьезным ошиб- кам при оценке соответствия объектов за- щиты обязательным требованиям пожарной безопасности. Причинами этих распростра- ненных ошибок являются многочисленные нормативные коллизии, состоящие в том, что меры пожарной безопасности, установ- ленные СНиПами, сводами правил, НПБ и ППБ, не учитывают требования националь- ных стандартов и других нормативных доку- ментов, предусматривающих расчетную оценку пожарных рисков. Это ведет к не- эффективному расходованию средств на обеспечение пожарной безопасности, а порой может создавать дополнительную угрозу. Прямое применение СНиПов, сводов пра- вил, НПБ и ППБ возможно только после их принципиальной переработки и увязки с требованиями национальных стандартов, а также федерального законодательства, регулирующего общественные отношения. Современные условия деятельности в области пожарной безопасности отли- чаются высоким темпом развития техноген- ной среды и, как следствие, ускорением ин- формационных процессов, увеличением объемов и сложности нормативной инфор- мации, регламентирующей порядок обес- печения безопасности людей, имущества и окружающей среды. Кроме того, в РФ идет процесс внедрения унифицированных европейских строитель- ных стандартов (еврокодов) в сфере пожар- ной безопасности в качестве альтернативы отечественным нормам. Это позволяет ев- ропейским инвесторам более свободно ра- ботать на российском рынке. Рассмотрим международный опыт техни- ческого регулирования на примере отдель- ных стран. Законодательство США В техническом регулировании США для взаимодействия обязательных и доброволь- ных требований принято использовать сле- дующие виды стандартов: n правительственные (федеральные) и не- правительственные; n добровольные консенсусные и неконсен- сусные; n промышленные; n компаний (де-факто); n международные (региональные) и нацио- нальные. Нормативные документы, содержащие обязательные требования, разрабаты- ваются и утверждаются в США федераль- ными правительственными органами (департаментами, агентствами и др.) и за- конодательными органами власти. Они принимаются в форме правительственных (федеральных) стандартов/правил и зако- нов (федеральных, отдельных штатов) в соответствии с Конституцией США. Все нормативные документы доступны и размещены на официальных сайтах фе- деральных органов власти США. Норма- тивные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие обя- зательные требования, вступают в силу со дня их опубликования офисом Федераль- ного регистра администрации националь- ного архива и документов США (NARA). Все опубликованные нормативные документы сгруппированы по 50 тематическим разде- лам и кодифицированы в Федеральном ре- гистре (CFR). Федеральные законы устанавливают обя- занности и сферы ответственности органов власти США, распределяя их между феде- ральными органами власти и органами вла- сти штатов. Федеральные органы власти по закону отвечают за разработку обязатель- ных требований и оказание финансовой поддержки штатам. Органы власти штатов ведут текущий контроль и принимают меры, в том числе принуждения, по выполнению федеральных требований на территории штатов. Государственная политика США нацелена на то, чтобы обязательные требования фе- деральных органов власти были финансово и экономически обоснованы, эффективны, непротиворечивы, понятны и удобны для практического выполнения. Опыт Европейского союза Техническое законодательство ЕС пред- ставлено постановлениями Совета ЕС, ди- рективами Совета и гармонизированными европейскими стандартами. Постановления Совета имеют прямое дей- ствие для стран – членов ЕС (без пере- оформления через национальное законода- тельство). Директива Совета вводится через законодательные акты государств – членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода – начало действия и конечный срок введения в национальных рамках. Основные принципы технического регули- рования в ЕС: n в директивах на продукцию задаются обя- зательные для выполнения общие (суще- ственные) требования безопасности; n задача установления конкретных характе- ристик возлагается на европейские стан- дарты, добровольные для применения и разрабатываемые в установленном порядке СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ; n продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными (с директивой ЕС) европейскими стандартами, рассматри- вается как соответствующая общим (су- щественным) требованиям директивы (принцип презумпции соответствия); Национальные нормативы и международные стандарты пожарной безопасности Разные толкования и их последствия В процессе строительства и эксплуатации центров обработки данных многие компании сталкиваются с требованиями инвесторов и клиентов обеспечить соблюдение положений международных (европейских, североамериканских и др.) нормативных документов в области пожарной безопасности и технического регулирования. Изучая и сравнивая информацию в международных и национальных нормативах, специалисты неприятно удивляются существенной разнице формулировок, требований и подходов к реализации организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Не претендуя на всеобъемлющее исследование, в данной статье приведем краткий обзор соответствующих нормативов АлексАндр ЖурАвский Руководитель отдела связи и СКС GreenBushDC

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw