Каталог "Пожарная безопасность"-2020

пожаРныЕ, аВаРийно-СпаСатЕльныЕ аВтомобили и дРугая тЕхника 2020 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 87 РаЗдЕл У неспециалистов имеется заблуждение о том, что якобы сегодня существует множество относительно дешевых тех- нических решений, способных в автомати- зированном режиме осуществлять монито- ринг, передавать картинку местности в циф- ровом виде, а значит быть альтернативой авиапатрулированию. Анализ альтернатив Любая из предлагаемых альтернатив так или иначе предполагает наличие опреде- ленного носителя или элемента инфра- структуры для размещения аппаратуры, будь то спутник или сеть наземных вышек либо аэростатов. Создание и поддержание в рабочем со- стоянии наземной сети вышек (группировки аэростатов), покрывающей сотни миллио- нов гектаров, обойдется на порядок дороже, чем классическое авиапатрулирование на самолетах. Если проанализировать возможности кос- мического мониторинга, то необходимо от- метить, что его технология, как правило, до- полняет мероприятия по охране лесов и тер- риторий от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, но не подменяет авиапатрулирова- ние, так как не способна обеспечить обнару- жение и выдачу точных данных о загораниях площадью менее 20 га. Для авиапожарного ценность же такой информации близка к нулю, ибо предоставляется возможность реа- гировать только на крупные пожары, дожида- ясь их разрастания, что потребует значитель- ных людских и технических ресурсов. В то же время летчик-наблюдатель спосо- бен обнаруживать пожары на площади 0,1 га на удалении от маршрута патрулирования на 30 км, а главное – он способен в реаль- ном масштабе времени выполнять анализ и давать прогноз развития чрезвычайной си- туации. Что касается относительно недорогих беспилотных технологий, то, во-первых, беспилотная техника в силу своих ограни- ченных пространственно-временных воз- можностей способна решать только опре- деленный, узкий спектр задач. В области охраны лесов и территорий ниша беспи- лотников – оперативное адресное приме- нение, например наблюдение за разви- тием конкретного пожара. Незначительная осматриваемая площадь, ограничения ра- диуса функционирования радиоканала часто не позволяют использовать беспи- лотные аппараты для контроля больших территорий. Таким образом, беспилотный аппарат вряд ли в ближайшие 10 лет смо- жет конкурировать с пилотируемым воз- душным судном при реализации противо- пожарных и авиационно-спасательных тех- нологий. Самолет или вертолет? Себестоимость работы самолета (верто- лета) с базового аэродрома на площадях в 3–5 млн га значительно ниже, чем созда- ние и оборудование сети оперативных пло- щадок применения беспилотных авиацион- ных систем. Пилотируемые воздушные суда (ВС) остаются незаменимыми и достаточно эф- фективными средствами мониторинга ЧС и устранения их последствий. Причем в классе пилотируемых ВС целесообразно выделить тот подкласс, ВС которого обла- дают приемлемыми показателями возмож- ностей по выполнению задач. Без сомнения, многие потенциальные за- дачи могли бы решать вертолеты, но здесь главным аргументом в пользу самолетов, в частности легких, будет их топливная эко- номичность. В качестве доказательства целесообразно проанализировать топливную эффектив- ность самолетов и вертолетов, например в отношении доставки к очагу пожара под- разделения аварийных спасателей и пожар- ных в составе восьми человек с укладкой ин- дивидуальных средств для пожаротушения и выполнения аварийно-спасательных работ общей массой порядка 290 кг. Общая масса полезной нагрузки на летательный аппарат составляет 140 кг 8 + 290 = 1410 кг. На рис. 1 представлена сравнительная оценка топливной экономичности различ- ных самолетов и вертолетов, где ξ – объем выполненной перевозки в тонно-километ- рах, приходящейся на тонну расходуемого топлива. Из графика видно, что преимуще- ство принадлежит ВС малой авиации. Именно поэтому наибольшим спросом в мире стали пользоваться самолеты вмести- мостью от 5 до 10 посадочных мест и грузо- подъемностью 1,5–3 т. Минимально востре- бованное их количество в период до 2030 г. О целесообразности оснащения МЧС легкими самолетами-амфибиями Общеизвестно, что только в лесах России ежегодно возникает более 30 тыс. пожаров на площади 1,5–2 млн га. В результате поиска путей борьбы с ландшафтными пожарами было определено главное правило: для того чтобы снизить затраты на их тушение, необходимо обнаруживать пожар на ранней стадии развития и распространения и немедленно приступать к его ликвидации ЮРий оСипоВ Ведущий научный сотрудник НИЦ ПСРТ (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), к.в.н., профессор ВладимиР ЕРшоВ Старший научный сотрудник НИЦ ПСРТ (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), к.в.н., доцент s Рис. 1. Сравнительная оценка экономичности доставки 1,5 т полезной нагрузки различными самолетами и вертолетами: ξ = m пн х L/m топл

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw