Каталог "Пожарная безопасность"-2021

ков и экспертов к выбору оптимальных ре- шений, отличных от установленных в до- кументах добровольного применения. Од- нако на практике этого, как правило, не происходит. Заказчики в большинстве случаев принимают добровольные требо- вания к обязательному исполнению, а в случае отступления от них зачастую раз- рабатывают специальные технические условия. Хотя технические регламенты декларируют возможность гибкого приме- нения установленных в них условий, не- обходимое для этого методическое обес- печение отсутствует. Методическое обеспечение законодательства Профессиональное сообщество уже до- вольно продолжительное время находится в ожидании новых актуализированных ре- дакций данных нормативных документов. Длительность подготовки изменений в своды правил обусловлена, судя по всему, не только значимостью устанавливаемых в документах требований, но также и рево- люционными изменениями в системе техни- ческого регулирования в целом. Важно вместе с актуализацией требований параллельно разрабатывать и принимать необходимые методики, позволяющие ис- пользовать их в качестве доказательной базы для подтверждения обоснованности принимаемых решений. "Регуляторная гильотина" и риск-ориентированный подход Президент России поручил правительству "обеспечить с 1 января 2021 г. введение в действие новых норм, содержащих актуа- лизированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах". В этой связи идет активная работа по реализации механизма "регуляторной гильотины". "Гильотиной" планируется ис- ключить из числа обязательных требова- ний нормативные технические документы и оставить обязательными только условия, установленные нормативными правовыми актами. Однако на практике это может при- вести к росту субъективизма в работе конт- ролирующих, в том числе экспертных, ор- ганов и произвольной трактовке выполняе- мости в проектах тех самых обязательных условий, которые установлены законода- тельством. Чтобы "гильотина" была эффективной, важно, отменяя требования, содержащие конкретные численные значения, предло- жить профессиональному сообществу что- то взамен. Иначе и бизнес, и государство изменений в лучшую сторону могут не заме- тить. Почему добровольный статус многих требований оказался неэффективным? В первую очередь по причине отсутствия соответствующих методик, позволяющих обосновывать нестандартные решения, от- личающиеся от установленных в доброволь- ных нормативах. Большинство проектных решений по во- просам пожарной безопасности, с одной стороны, регулируется именно доброволь- ными требованиями, но при этом необходи- мые методики, позволяющие обосновывать решения, отличающиеся от установленных в добровольных стандартах, отсутствуют: n не установлены альтернативные решения по устройству проездов, подъездов, лиф- тов для обеспечения деятельности пожар- ных подразделений взамен типовых реше- ний, установленных в нормативных доку- ментах; n в действующих сводах правил отсутствует обоснование иных принятых решений, от- личных от установленных требований, по огнестойкости и огнесохранности строи- тельных конструкций, устройству проти- вопожарных преград и площади пожар- ного отсека; n не установлена возможность определения расчетным путем параметров наружного и внутреннего противопожарного водо- снабжения для зданий и сооружений, для которых такие параметры в сводах правил не определены. Все эти и многие другие решения зача- стую не удается вписать в типовые требо- вания в силу объективных причин – специ- фики технологического процесса, истори- ческой застройки территории, особенно- стей архитектурных, конструктивных и объ- емно-планировочных решений, размеще- ния и оснащенности гарнизона пожарно- спасательных служб и т.д. При этом техни- ческие регламенты как раз декларируют возможности гибкого применения установ- ленных в них условий, но необходимое для этого методическое обеспечение отсут- ствует. Следующий шаг – разработка новой доказательной базы Крайне важно, отсекая устаревшие и из- быточные требования, параллельно раз- рабатывать и принимать соответствую- щие методики, позволяющие использо- вать их в качестве доказательной базы для подтверждения обоснованности прини- маемых в проектной документации реше- ний. Таким образом, в содержании сводов пра- вил, по всей видимости, должны отразиться происходящие изменения в вопросах нор- мативного регулирования. n ГоспРоЕКТы и ТЕхРЕГУЛиРовАниЕ 2021 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 13 1 РАЗДЕЛ s Участие Главгосэкспертизы России в лице Александра Красавина в конференции по пожарной безопасности в рамках ТБ Форума

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw