Каталог "Пожарная безопасность"-2021

П ринимаемые подзаконные акты при- званы повысить уровень технических средств обнаружения, снижения ско- рости и интенсивности распространения по- жара, а также ускорить реакцию экстренных служб. Объем проделанной работы Хорошо известный СП 5.13130.2009 пре- терпел значительное количество измене- ний. Во-первых, он превратился в три доку- мента: 1) СП 484.1311500.2020 "Системы проти- вопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем про- тивопожарной защиты. Нормы и правила проектирования"; 2) СП 485.1311500.2020 "Системы проти- вопожарной защиты. Установки пожароту- шения автоматические. Нормы и правила проектирования"; 3) СП 486.1311500.2020 "Системы проти- вопожарной защиты. Перечень зданий, со- оружений, помещений и оборудования, под- лежащих защите автоматическими установ- ками пожаротушения и системами пожар- ной сигнализации. Требования пожарной безопасности". При чтении СП 484 и 485 возникает впечат- ление, что проведена большая работа, но эта работа не доведена до конца, так как остается много пунктов, которые, зная лю- бителей писать предписания, будут тракто- ваться исходя не из правил соблюдения максимальной безопасности объекта за- щиты, а из совсем других целей. СП 485 привносит много нового Отмечу то, что мне показалось наиболее интересным. Пунктом 5.1 теперь обязывается разра- ботать проектную и/или рабочую доку- ментацию на установки пожаротушения, однако ничего не сказано про доработку системы, вызванную, например, пере- планировкой: нужно корректировать проект или будет достаточно исполни- тельной документации? Непонятно также, кто будет этот проект проверять: если в рамках строительства и рекон- струкции все ясно – экспертиза про- ектной документации, но как в остальных случаях, учитывая, что у МЧС такой функ- ции нет? В очередной раз остается на откуп инспекторам. Пунктом 5.10 ограничено применение при- боров из разных комплектов. Хорошая ини- циатива, но написано все очень аккуратно и неконкретно. Результат – столкновение мне- ний проектировщиков, экспертов и инспек- торов. Например, сигнализатор потока жид- кости известной американской компании и концевые выключатели положения запорной арматуры имеют стандартные выходы "сухой контакт", при этом пункт 5.10 пред- писывает обеспечить контроль целостности соединительных линий. Пунктом 6.1.4 для групп помещений 1–4.1 уменьшено расстояние между оросите- лями с 4 м до 3,5 м. И это очень существен- ное изменение норм, которое диктует пе- реустройство почти всех систем АУПТ в масштабах страны. Напомню, что поло- жения 123-ФЗ применяются обязательно для зданий "при проектировании, строи- тельстве, капитальном ремонте, рекон- струкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения" (ст. 1 123-ФЗ). А условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности выполняются, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техниче- скими регламентами и нормативными до- кументами по пожарной безопасности, или пожарный риск не превышает допустимых значений (ст. 6 123-ФЗ). Так что, задумы- ваясь о капитальном ремонте здания, не- обходимо сразу прибавлять сумму на его переоснащение АУПТ. А еще очень удивляет, что более 10 лет нормативные расстояния между оросите- лями были одни, а сейчас почему то поме- нялись. Может, вода стала обладать иными свойствами, или пожарная нагрузка уве- личилась, или жизнь и материальные ценно- сти стали ценнее – непонятно. Пунктом 6.1.7 добавлены спринклерные воздушные АУПТ. Пунктом 6.1.15 вводится требование к ЗИП, так что собственнику сослаться на то, что спринклеры еще не приехали, не полу- чится. Пунктом 6.1.17 рекомендуется, но не обя- зывается у диктующего оросителя устано- вить кран для проверки интенсивности оро- шения и работы автоматики. Инспекторам большая помощь в деле проверки работо- способности системы, но "рекомендуется" вызовет очень много споров. Пунктом 6.1.18 должны быть предусмот- рены технические средства для контроля в процессе технического обслуживания рас- хода диктующего оросителя, вот только нигде нет требований к частоте проверки этого расхода. Так как эта процедура потен- циально опасная для отделки любого поме- щения, вряд ли собственник будет про- являть инициативу и проверять, если это на- прямую не указано. В пункте 6.1.19 сказано, что для идентифи- кации места пожара в качестве идентифи- цирующего устройства можно использовать ИП, СПЖ, оросители, видеокамеры, но при этом документ не содержит явных требова- ний к локализации места пожара, тем более если есть АУПТ, то есть и АУПС, а значит, и локализация. Пунктом 6.1.21 обязывается в запорных устройствах обеспечить контроль обоих крайних состояний, хотя промежуточные по- ложения не контролируются. Удивительно, что контроля одного нормального состояния "открыто" недостаточно. Здесь же указано, что запорные устройства на вводных трубо- проводах к пожарным насосам должны быть ГосПроекТы И ТехреГУЛИровАНИе СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2021 www.secuteck.ru 18 1 рАЗДеЛ Нововведения-2021 в пожарной безопасности В последнее время в связи с участившимися случаями пожаров, даже в особо поднадзорных местах, таких как Мосгоргеотрест, развернута большая работа по доработке, актуализации, восполнению пробелов и внедрению передового опыта в области пожарной безопасности ДмИТрИй ТюрНев Независимый эксперт по пожарной безопасности Пунктом 6.1.4 для групп помещений 1–4.1 уменьшено расстояние между оросителями с 4 м до 3,5 м. И это очень существенное изменение норм, которое диктует переустройство почти всех систем АУПТ в масштабах страны. Напомню, что положения 123-ФЗ применяются обязательно для зданий "при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функциональ- ного назначения" (ст. 1 123-ФЗ). А условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности выполняются, если в полном объеме выполнены требова- ния пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности, или пожарный риск не превышает допу- стимых значений (ст. 6 123-ФЗ). Так что, задумываясь о капитальном ремонте здания, необходимо сразу прибавлять сумму на его переоснащение АУПТ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw