Каталог "Пожарная безопасность"-2021

В рамках реализации Федерального за- кона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" про- водится большая правовая, организацион- ная и техническая работа. Вместе с тем есть ощущение, что она несколько односторон- няя. Пожар как инструмент террористического акта Складывается впечатление, что усилия участников процесса обеспечения транс- портной безопасности направлены в ос- новном на предотвращение террористиче- ских актов путем задержания исполните- лей при входе на объекты транспортной инфраструктуры – в здания аэропортов, вокзалов, станций метрополитена и т.д. За довольно краткий период времени на этих объектах были организованы досмотровые зоны, оснащенные оборудованием для контроля доступа, стационарными и пере- носными металлодетекторами. На транс- портных предприятиях созданы внуши- тельные подразделения служб безопасно- сти, разработаны методики досмотра и реагирования. Усилиями спецслужб в раз- ных регионах России ликвидируются тер- рористические ячейки и задерживаются агитаторы-вербовщики террористических организаций. Но ни одна спецслужба не может дать гарантию стопроцентного предотвращения терактов. Особую тревогу вызывает беспомощность многочисленных сотрудников служб безопас- ности объектов транспорта, которая обуслов- лена ограниченными техническими возмож- ностями досмотрового оборудования. Стоит подчеркнуть, что имеющаяся на транспортных объектах стационарная и пе- реносная аппаратура входного контроля не может обнаруживать легковоспламеняю- щиеся и горючие жидкости, то есть по- является возможность проноса через пункты контроля высокоэнергетических ве- ществ для их дальнейшего применения в ка- честве исполнительного средства террори- стического акта. Уголовный кодекс Российской Федера- ции (ст. 205) дает четкое определение теракта: "Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих насе- ление и создающих опасность гибели че- ловека". Таким образом, пожар как результат под- жога является одним из инструментов тер- акта. Поэтому в рамках организационно-тех- нических мероприятий транспортной без- опасности необходимо последовательно формировать и развивать комплекс проти- вопожарных мероприятий, нацеленных на снижение пожарной уязвимости транспорт- ных средств. Метрополитен – объект внимания террористов Из всех видов городского транспорта мет- рополитен как цель совершения терактов- поджогов наиболее притягателен для орга- низаторов этих диверсий. Причинами такой направленности являются: n интенсивные пассажирские потоки на вхо- дах в часы пик; n невозможность тотального досмотра всех входящих пассажиров; n отсутствие технических средств обнару- жения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на входах станций; n большое число пассажиров (в часы пик до 2 тыс. человек) в одном электропоезде; n уязвимость вагонов к поджогу высоко- энергетическими жидкостями; n отсутствие в тоннелях приспособлений для эвакуации до станции; n быстрая задымляемость подземных поме- щений (тоннели, пассажирские зоны стан- ций и т.д.); n потенциальная угроза остановки горящего поезда на перегоне; n затрудненность эвакуации пассажиров из вагонов в тоннель; n отсутствие в вагонах автоматической си- стемы пожаротушения, которая безопасна для пассажиров и эффективна для туше- ния пожаров класса В. Анализ случаев террористических актов, произошедших в новейшей истории на метрополитенах, показывает, что самыми тяжелыми по числу погибших были тер- акты, связанные с поджогами электро- поездов. Например, в 1995 г. при пожаре в поезде из пяти вагонов с пассажирами, остановив- шемся на перегоне в метрополитене г. Баку, погибли 288 человек. Пожар уничтожил два вагона. Основной причиной гибели людей стало отравление продуктами горения при эвакуации по тоннелю. Другой пожар от поджога поезда произо- шел в 2003 г. в метрополитенеЮжной Кореи (г. Тегу). Вагон был подожжен на станции сразу после остановки поезда, при этом было использовано около пяти литров бен- зина. В огне на пожаре погибли 198 пасса- жиров. Огнем были уничтожены два элек- тропоезда, в каждом из которых было по шесть вагонов. Оба случая подтверждают высокий уровень пожарной опасности перевозки пассажиров в вагонах метрополитена в условиях незащищенности транспорт- ных средств и отсутствия необходимого контроля пассажиров на входах. Напра- шивается вывод о необходимости реше- ния актуальнейшей задачи снижения уровня уязвимости вагонов от терактов в виде поджогов. При этом инженерное решение следует реализовать непо- средственно в защищаемом электро- поезде. СрЕдСтВа обЕСПЕчЕния Пожарной бЕЗоПаСноСти СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2021 www.secuteck.ru 48 3 раЗдЕл Обеспечение пожарной безопасности в электропоездах метрополитенов: успехи разработчиков и трудности внедрения Пожар в результате поджога является одним из инструментов террористических актов. Поэтому в рамках обеспечения транспортной безопасности необходимо формировать и развивать комплекс противопожарных мероприятий, нацеленных на снижение пожарной уязвимости транспортных средств Владимир ПрохороВ Начальник отдела разработки нормативно- технических документов и технических норм государственного автономного учреждения города Москвы "Научно- исследовательский аналитический центр", к.т.н., доцент, вице-президент и академик ВАН КБ www.pozhar.info

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw