Каталог "Пожарная безопасность"-2021
ВЗРыВоЗАщИщЕННоЕ обоРуДоВАНИЕ. огНЕЗАщИтНыЕмАтЕРИАЛы, ПокРытИя И РАботы СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2021 www.secuteck.ru 60 4 РАЗДЕЛ Можно предположить, что в конструк- циях с высокой влажностью в случае при- менения противооткольных сеток взрыво- образное разрушение также будет про- исходить, останавливаясь на глубине за- ложения этих сеток. Далее сетка пред- отвращает падение кусочков бетона, хотя при этом недостаточно изучено, как про- исходит "подсеточное" разрушение бе- тона. Фактически сетка не может влиять на предотвращение взрывообразного разрушения, но ее большой плюс заклю- чается в том, что она предотвращает рез- кий прогрев свежеоголившихся площадок бетона, тем самым частично уменьшая процесс взрывообразного разрушения в нижележащих слоях бетона. Есть положи- тельные результаты испытаний железобе- тонных конструкций с противооткольной сеткой (выполненные И.С. Кузнецовой 6 ), но недостаточно выполнено испытаний таких конструкций, где мы могли бы срав- нить эффективность ее работы на одина- ковых конструкциях (например, плитах пе- рекрытия), но имеющих разные классы бетона или различные проценты влажно- сти, а также испытанных под различным уровнем нагружения. Одним из вопросов применения таких сеток является не только их долговечность по причине их коррозионной стойкости (учи- тывая работу внутри бетонной матрицы с по- вышенной щелочностью), но и технологич- ность процесса монтажа таких сеток на объ- екте строительства. Использование огнезащитных покрытий Различные виды огнезащитных покрытий для повышения огнестойкости железобе- тонных конструкций широко распростра- нены на российском рынке. Их назначение заключается в защите бетона от резкого на- растания температурного фронта. При этом они очень эффективны за счет своих тепло- изолирующих свойств и значительно умень- шают величину теплового потока, действую- щего на бетон. Данные показатели доста- точно хорошо изучены как в результате практических исследований, так и с научной точки зрения. Однако в применении огнезащитных по- крытий почти всегда возникают типовые проблемы: n значительные финансовые инвестиции; n работы выполняются только после изго- товления бетонных конструкций и набора прочности, то есть приводят к удлинению срока ввода конструкции в эксплуатацию; n практически всегда встает проблема тща- тельной подготовки поверхности перед применением огнезащиты; n сложный процесс нанесения огнезащит- ных штукатурок (подготовка поверхно- сти, грунтование, монтаж клипс для ар- мирующей сетки, монтаж армирующей сетки, напыление штукатурки в не- сколько слоев, нанесение финишного по- крытия); n сложный процесс нанесения огнезащит- ных плит (выравнивание поверхности или изготовление специальных подкладок или даже монтаж профилей, нанесение одного или нескольких слоев плит с помощью ан- керов по бетону или шурупов по бетону); n вопрос наличия высокой квалификации и ответственности у рабочих, выполняющих огнезащитные работы; n невозможность выполнения работ в кри- тических атмосферных условиях (осадки, мороз и т.д.); n короткие сроки службы огнезащитных кра- сок даже в условиях неагрессивной атмо- сферы. Единственным серьезным достоинством применения конструктивных огнезащитных материалов является то, что в случае свое- временного тушения пожара железобетон- ная конструкция может не подвергнуться температурному воздействию, впослед- ствии не потребует никаких компенсацион- ных мероприятий, а замене будет подлежать только определенное количество огнеза- щитных плит. Хорошим примером этого может служить результат пожара, произошедшего в авто- дорожном тоннеле на трассе Адлер – "Аль- пика-Сервис" за несколько дней до начала Олимпийский игр в Сочи (рис. 9). Длитель- ность пожара составила 2 часа, но несущие конструкции совершенно не пострадали. Более того, в некоторых местах под огнеза- щитными плитами находились металлокон- струкции, загрунтованные антикоррозион- ными красками. Применение полипропиленовой микрофибры Фактически не повышая огнестойкость самой конструкции, полипропиленовая мик- рофибра (рис. 10) позволяет бетону "отра- ботать" при пожаре так, как запроектировал конструктор: толщина защитного слоя оста- ется постоянной, при нагреве до 160 °С фибра расплавляется, в теле бетона соз- даются микропоры, через них идет мигра- ция испаряющейся в теле бетона воды. А так как в течение определенного времени за- щитный слой бетона не разрушается, то ар- матурный каркас не подвергается сверхнор- мативному прогреву и конструкция работает в течение расчетного времени, с расчетной огнестойкостью. При этом самого применения в последние годы в Российской Федерации такая техно- логия не находила. Одной из причин стало то, что для определения огнестойкости под- земных железобетонных конструкций с до- бавленной микрофиброй, в том числе желе- зобетонной обделки (тюбингов), расчет- ными методами необходимо иметь данные по прочностным и теплофизическим свой- ствам бетона с полипропиленовой фиброй в условиях работы как при нормальных усло- виях, так и в условиях высокотемператур- ного режима. В последние годы были успешно решены вопросы, связанные с компенсацией воз- можного падения прочности бетона на сжатие (в случае добавления в него микро- фибры), разработаны типовые рецептуры s Рис. 9. Итог пожара в автодорожном тоннеле № 2 в Сочи, 2014 г. s Рис. 10. Внешний вид полипропи- леновой микрофибры На российском рынке широко распространены различные виды огнезащитных покрытий для повышения огнестойкости железобетонных конструкций. Их назначение заключается в защите бетона от резкого нарастания температурного фронта. При этом они очень эффективны за счет своих теплоизолирующих свойств и значительно уменьшают величину теплового потока, действующего на бетон. Данные показатели достаточно хорошо изучены как в результате практических исследований, так и с научной точки зрения 6 Отчет по научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе "Проведение огневых испытаний и формирование требований к огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций", в 2 томах, НИЦ "Строительство", НИИЖБ им. Гвоздева – для ФАУ ФЦС (огневые испытания на базе ВНИИПО МЧС России, 2017 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw