Каталог "Пожарная безопасность"-2021
бетонов для применения на объектах строительства. Кроме того, с целью дора- ботки методики расчета огнестойкости бе- тонных конструкций были проведены ис- следования коэффициентов условий ра- боты таких бетонов при нагреве, показав- шие возможность применения расчетных методик. Испытания конструкций без и с добавлением полипропиленовой микрофибры В 2015–2021 гг. во ВНИИПО МЧС России были проведены серии испытаний железо- бетонных конструкций из бетонов классов В25 (плиты) и В45 (блоки тоннельной об- делки, плиты перекрытий, малые плиты) 6 . В ходе испытаний малогабаритных плит без добавления микрофибры наблюдалось взрывообразное разрушение бетона с 10-й по 35-ю минуты, а для плит с добавлением полипропиленовой микрофибры такого яв- ления не наблюдалось. Во всех отчетах об огневых испытаниях указано: "Разрушение защитного слоя бе- тона с нижней (обогреваемой) стороны опытных образцов не зафиксировано". На сегодняшний день Правительство Москвы учло существующую проблему воз- можного взрывообразного разрушения бе- тона в разработанных Технических рекомен- дациях по проектированию двухпутных тон- нелей метрополитена, сооружаемых щи- тами с активным пригрузом забоя и водоне- проницаемой сборной железобетонной об- делкой в гидрогеологических условиях Мос- ковского региона. В рекомендуемом приложении Е к данному документу даны методики испытаний об- делки (общие положения): "Е.1. Требования к огневым испытаниям блоков обделки. … В процессе проведения испытаний блоков обделки фиксировать время начала, интен- сивность и продолжительность хрупкого разрушения бетона опытных образцов, если таковое происходит". А в п. 10.1.2.2. вышеназванного документа указано: "Средства огнезащиты для сталь- ных и железобетонных строительных кон- струкций следует использовать при условии оценки предела огнестойкости конструкций с нанесенными средствами огнезащиты по ГОСТ 30247, с учетом способа крепления (нанесения), указанного в технической до- кументации на огнезащиту, и (или) разра- ботки проекта огнезащиты. Рекомендуется использование полипропиленовой фибры в железобетонных конструкциях двухпутного тоннеля для предотвращения их хрупкого разрушения в условиях пожара". Изготовление и испытание эксперимен- тальных блоков тоннельной обделки прово- дилось на основе блоков. (рис. 12). При изготовлении тестовых блоков была применена бетонная смесь с добавлением полипропиленовой микрофибры PROZASK IGS5 с целью обеспечения в дальнейшем ог- нестойкости конструкции. Принятая рецеп- тура бетонной смеси была отработана заво- дом-изготовителем и обеспечила класс бе- тона B45W12F300. Класс бетонной смеси по подвижности – П2. В отчете 6 испытательной лаборатории НИЦ ПБ ФГБУ ВНИИПО МЧС России отме- чается, что на момент окончания огневого воздействия (через 125 минут) обрушения опытных образцов не произошло. Прогиб опытных образцов не достиг предельного значения. В ходе проведения испытаний учитыва- лись характерные особенности поведения опытных образцов. Отмечено, что в период с 32-й по 37-ю минуты наблюдалось локаль- ное выпаривание влаги на необогреваемой поверхности образцов, а после окончания испытаний разрушения защитного слоя бе- тона с нижней (обогреваемой) поверхности опытных образцов не зафиксировано, что видно на рис. 13. Таким образом, огневые испытания под- твердили расчетную огнестойкость блоков тоннельной обделки с добавлением в них полипропиленовой микрофибры. 3 ключевых вывода Запланированная и проведенная серия ог- невых испытаний железобетонных конструк- ций (блоков тоннельной обделки и железо- бетонных плит) при наличии в матрице бе- тона полипропиленовой фибры с учетом проведения компенсирующих мероприятий по обеспечению требуемых свойств бетона показала: 1. Удобство применения полипропилено- вой микрофибры и ее высокую экономиче- скую эффективность в случае применения для предотвращения взрывообразного раз- рушения бетона. 2. Отсутствие в ходе огневых испытаний случаев взрывообразного разрушения ис- следуемых конструкций при рекомендуе- мом количестве добавляемой в бетонную смесь полипропиленовой фибры. 3. Обеспечение высоких требуемых преде- лов огнестойкости при применении поли- пропиленовой фибры – как минимум R 120 для блоков тоннельной обделки и REI 180 для плит перекрытий. n ВЗРыВоЗАщищЕнноЕ оБоРуДоВАниЕ. огнЕЗАщитныЕмАтЕРиАЛы, покРытия и РАБоты 2021 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 61 4 РАЗДЕЛ s Рис. 11. Состояние обогреваемой поверхности плит без фибры (слева) и с фиброй (справа) после огневых испытаний s Рис. 12. Блок на стенде с прило- женной нагрузкой s Рис. 13. Вид обогреваемой поверх- ности после окончания испытаний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw