Каталог "Пожарная безопасность"-2021

СиСтЕмы СвяЗи, ДиСпЕтчЕРиЗАции имонитоРингА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2021 www.secuteck.ru 94 6 РАЗДЕЛ n проблема отсутствия установленного ком- плекта документов на изделие; n процедура обязательной сертификации; n реестр сертифицированных технических средств оповещения. Динамика количества заявок В 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось общее число поступивших заявок на обяза- тельную сертификацию (рис. 2). На данный момент в органы по сертифика- ции всего поступило около сотни заявок от более чем 50 организаций, что, конечно, не- соизмеримо с общимобъемомдругихФОИВ. Отдельно нужно отметить, что объем тех- нических средств оповещения в общем спектре средств обеспечения транспортной безопасности не столь значителен, как объем объектов сертификации, закреплен- ных за другими ФОИВ. Изготовителей тех- нических средств оповещения для обес- печения транспортной безопасности также не очень много. В год ввода в действие постановления №969 проявилась тенденция подачи непро- думанных заявок, из них большая часть (60%) от эксплуатирующих организаций (субъектов транспортной инфраструктуры), в связи с чем в 2017 г. ни одна из поданных заявок не закончилась заключением дого- вора и получением сертификата соответ- ствия. Средний объем отклоненных заявок на сертификацию за 2017–2019 гг. – 35%, особенно он высок по схеме № 4. Посте- пенно ситуация меняется в лучшую сторону. Основные причины отклонений поступив- ших заявок связаны с: n невозможностью идентификации объекта сертификации как средства оповещения; n непредставлением полного комплекта до- кументов на объект сертификации; n неустранением выявленных несоответ- ствий в установленный срок; n неподписанием в установленный срок до- говора со стороны заявителя. Многие организации приступают к про- цедуре сертификации повторно, особенно это касается субъектов транспортной ин- фраструктуры, что связано, скорее всего, с введением в действие Федерального за- кона № 270-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О транспортной безопасности" от 02.08.2019 г., ст. 1, п. 12 которой гласит: "Технические средства обеспечения транс- портной безопасности, установленные и ис- пользуемые субъектами транспортной ин- фраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспорт- ных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных ч. 8 ст. 12.2 на- стоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 г.". Структура портфеля заявок На рис. 3 представлена структура порт- феля заявок, поступивших в МЧС России в 2019 г. по схеме№4 с распределением по типам объектов транспортной инфраструк- туры, а на рис. 4 – по схеме№3 от произво- дителей различных объектов сертификации. Как видно из диаграмм, среди заявителей преобладают собственники объектов транс- портной инфраструктуры воздушного и ав- томобильного транспорта. Структура заявок среди заявителей по схеме № 3 достаточно равномерно распре- делена между основными группами объ- ектов сертификации: АРМ, аппаратурой за- пуска и мониторинга и техническими сред- ствами звукового оповещения. Стоит обра- тить внимание на то, что практически отсут- ствуют заявки на сертификацию техниче- ских средств видеооповещения. Выданные сертификаты соответствия Всего с начала работ по обязательной сер- тификации технических средств оповеще- ния заявителям выдано 29 сертификатов со- ответствия, из них: n по схеме № 3 – 19 сертификатов; n по схеме № 4 – 10 сертификатов. На рис. 5 представлен анализ выданных сертификатов соответствия по данным офи- циального Единого реестра выданных сер- тификатов соответствия всех органов по сертификации, уполномоченных МЧС Рос- сии, который регулярно обновляется на официальном интернет-сайте ведомства и главного органа по сертификации. Проанализировав поступившие на серти- фикацию заявки (с распределением по схе- мам сертификации№3 и 4), можно сделать вывод, что в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось как их общее число, так и количе- ство выданных сертификатов. На диаграмме видно, что прослеживается тенденция роста соотношения количества выданных сертификатов и общего числа по- данных заявок. Если в 2017 г. этот показа- тель равнялся нулю (при 25 поступивших за- явках ни одна из них не дошла до стадии по- лучения сертификата соответствия), то в 2018 г. – 37,5% (18 к 48), а за 2019 г. – 45,5%. Это говорит о том, что заявители более от- ветственно стали подходить к подаче и оформлению заявки. В 2017 г. и отчасти в 2018 г. большая часть заявителей ограничивалась подачей заявки и получением решения по ней, не планируя заключение договора и получение сертифи- ката соответствия, что, видимо, уже сни- мало с них ответственность перед надзор- ными органами за выпуск и эксплуатацию несертифицированных технических средств оповещения. Дальнейший план действий Для улучшения работы в области обяза- тельной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности запланированы следующие мероприятия: 1. Реорганизация системы обязательной сертификации технических средств опове- щения для обеспечения транспортной без- опасности с целью улучшения контроля и мониторинга деятельности органов по сер- тификации. 2. Информационный доступ к результа- там сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспорт- ной безопасности путем размещения ска- нов сертификатов соответствия и прило- жений к ним на сайте главного органа по сертификации, в том числе и для надзор- ных целей. 3. Актуализация нормативно-методиче- ских документов системы обязательной сертификации технических средств опове- щения для обеспечения транспортной без- опасности с учетом практической работы по сертификации. n Создание сети органов по сертификации и испытательных лабораторий позволит минимизировать стоимостные показатели сертификации, связанные со степенью удаленности участников системы, сложностями транспортирования образцов и недопустимостью увеличения сроков сертификации s Рис. 5. Количество выданных сертификатов соответствия в зависимости от схемы сертификации Статья была опубликована в журнале "Системы безопасности" № 2/2020.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw