Каталог "Пожарная безопасность"-2023

ОбОРуДОвАниЕ иСнАРяжЕниЕ ДЛя АвАРийнО-СПАСАтЕЛьныхиПРОтивОПОжАРных СЛужб 2023 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 105 7 РАЗДЕЛ n технологии переработки широкой фрак- ции легких углеводородов (ШФЛУ), в том числе газового конденсата; n технологии добычи и переработки нефти; n решения по установкам получения мотор- ного топлива, производства метанола; n газопоршневые и газотурбинные электро- станции, в том числе с применением техно- логий быстровозводимых, мобильных (пе- редвижных), блочно-комплектных зданий. Вместе с тем подходы к обеспечению по- жарной безопасности оставались по-преж- нему устаревшими, были рассчитаны на аб- солютную профилактику и безусловное по- жаротушение и связаны с нецелесообраз- ным строительством огромных двухэтажных пожарных депо, как правило на 51 сотруд- ника личного состава. Старые подходы применялись и в области пожарной автоматики, и систем обнаруже- ния довзрывоопасных концентраций, и дат- чиков стационарных газосигнализаторов (настройка проводилась по метану, а основ- ное вещество – газовый конденсат). Старые подходы были и в автоматическом пожаротушении 6%-ной пеной цехов осушки газа, цехов с незначительным количеством горючих жидкостей (ГЖ) и легковоспламе- няющихся жидкостей (ЛВЖ), твердых горю- чих материалов (ТГМ), при этом инерцион- ность могла составлять чуть меньше 3 мин. до выхода качественной пены из генерато- ров пены. Старые подходы были и в обеспечении противопожарных расстояний между объ- ектами, обустройстве кустов газовых сква- жин, огнезащите наружных свайных основа- ний резервуаров метанола и других свайных конструкций (при этом свайные основания уже были залиты внутри бетоном), установке порошковых систем пожаротушения в газо- перекачивающих агрегатах, применении си- стем обнаружения пожара, основанном на низкоинерционном принципе (вместо изве- щателей пламени применялись тепловые пожарные извещатели и т.д.). Производи- лось пожаротушение операторных. Обу- страивались подземные пожарные гид- ранты в вечномерзлых грунтах вместо по- жарных водоемов на малых объектах нефте- газового комплекса. Со временем в России стали осваивать новые технологии. Новые подходы – новые проблемы Появились новые нормы и новые подходы к обеспечению пожарной безопасности: новые пенообразователи для ШФЛУ, новые типы огнезащиты, новые системы пожаро- тушения МИЖУ (модуль изотермический для жидкой двуокиси углерода), инерген, аэрозольные автоматические установки по- жаротушения (АУПТ) и т.д. Вместе с новыми технологиями стали по- являться новые проблемные аспекты в области пожарной безопасности, которые характеризовались низкими темпами кор- ректировки старых нормативных докумен- тов и выпуска новых нормативов. Новые документы должны были отражать совре- менные требования пожарной безопасно- сти, устранять барьеры и неактуальные по- ложения, затрудняющие строительство. Новые подходы должны были создавать экономически эффективные системы по- жарной безопасности для материальных ценностей (ст. 2, ч. 8 ФЗ-123 ТРоТПБ [9], п 1.1. ГОСТ 12.1.004 [10]). Данная ситуация не привела к развитию нормотворчества, как когда-то созданная система норм в виде НПБ, а в дальнейшем замененная, отформатированная и отодви- нутая письмами и разъяснениями ГУПО, МЧС. Поток обращений по самым актуальным вопросам формировали граждане и органи- зации, которые отправляли ходатайства, письма, выступали на конференциях, и их обращения направлялись в компетентные инстанции пожарной охраны (ВНИИПО, ДНД, территориальные УГПС). Активность обращений была обусловлена переходным периодом между старыми нормами и СНиП и новыми критериями, которые в начальной форме были изложены в ГОСТ 12.1.004 [10], ГОСТ 12.3.047 [11], СНиП 21-01–97 [12]. В ответ на изменяющуюся обстановку и интенсивность появления новых норм вкупе со старыми нормативными документами, которые были не отменены (ВНТП, РД, СНиП, ВУП, ВРД, ВППБ и т.д.), была сфор- мирована инициатива по созданию специ- альных согласований, которая исходила из надзорных органов ГПН и научных органи- заций и приводила к тому, что вопросы со- гласований были исключены из работы тер- риториальных организаций ГПН и переданы в нормативно-технические советы управле- ний ГПС по субъектам, а в дальнейшем ряд из них – только в ДНД МЧС. Стали создаваться своего рода "разре- шенные проектные решения" в виде спе- циальных технических условий. На рынке услуг появились организации, которые оперативно могли согласовать их в надзор- ном ведомстве, в том числе разрабатывать на платной основе, и в научных организа- циях ВНИИПО. Услуги официально стали оказывать и в МЧС, и в Минстрое, в том числе и расчеты пожарного риска и их со- гласование в органах ГПН или пожарных лабораториях, согласование противопо- жарных мероприятий и противопожарных расстояний. Развивались разные способы "согласований" СТУ и пожарных рисков в различных организациях перед их прохож- дением в министерствах. И это приобрело достаточно большой масштаб. Появились дополнительные различные администра- тивные и технические барьеры, непонят- ные обычным инженерам, работающим на местах и в проектных, и в производствен- ных организациях. Информацию об услугах стали публиковать в Интернете, произошла привязка крупных строительных объектов и интересов строительной отрасли к рас- четным организациям в области пожарной безопасности (тем, кто может оперативно согласовать документы в МЧС). Списки СТУ есть в открытом доступе, с ними можно ознакомиться на сайте МЧС и Мин- строя. Разработку новых норм для промышлен- ности не проводили ввиду отсутствия фи- нансирования со стороны нефтегазовых и строительных компаний и невключения проектов (предложений) новых документов в программу национальной стандартизации РФ. Заинтересованных организаций для разработки не было, всех устраивал времен- ный порядок, основанный на частных согла- сованиях "проектных решений". Коммерциализация услуг по проверке пожарных рисков и систем Для смягчения давления на бизнес в МЧС были разработаны требования к расчетам пожарных рисков, аудитам пожарной без- опасности, которые позволили различным объектам формально соответствовать нор- мам пожарной безопасности, но в итоге данная деятельность оказалась излишне коммерциализированной и не урегулиро- ванной на уровне государства в части еди- ного подхода к определению стоимости услуг. Необходимо упорядочить платные услуги по проверке пожарных рисков и от- дельных систем, а также различные этапы согласований СТУ и консультирований. Разработку СТУ следует вести самим госу- дарственным организациям (ВНИИПО, Академии ГПС), но на безвозмездной ос- нове, а также необходимо обобщать и ко- дифицировать нормы пожарной безопас- ности в справочниках, предназначенных для открытого пользования. Это способ- ствовало бы и актуализации норм в ходе их практического применения на различных объектах, и развитию пожарного нормо- творчества. Многочисленные разъяснения в виде писем МЧС (разъяснений, ответов, откры- тых материалов конференций) пока не s Работа в составе Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (СПК ЧС)

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw