Каталог "Пожарная безопасность"-2023

П о результатам проведенных анали- зов, до 80% людей погибают в первые 10 мин. пожара и только 5% – при ту- шении! При этом время ликвидации состав- ляет: n от 1 до 5 мин. – 70 тыс. пожаров, погибло людей 3,5 тыс. человек; n от 6 до 10 мин. – около 30 тыс. пожаров, погибло более 2 тыс. человек. Места возникновения пожаров по стати- стике: n жилые комнаты – 25 тыс. пожаров; n кухни – 8 тыс. пожаров; n коридор – 4 тыс. пожаров; n лестничная клетка – 3 тыс. пожаров; n ванная, душевая, туалет – 1,5 тыс. пожаров; n балкон, лоджия – 2 тыс. пожаров; n подвал – менее 1 тыс. пожаров; n чердак – 8 тыс. пожаров. Круг первоочередных проблем Опираясь на приведенную статистику, можно сделать следующие выводы: 1. Существенное снижение гибели воз- можно преимущественно за счет системы предотвращения пожаров – требования гл. 13 ФЗ № 123, однако пока фактически нет специализированных СП по их реализа- ции (находятся в стадии разработки). 2. Необходимо активное применение си- стем раннего обнаружения пожаров, осо- бенно в жилых и малоэтажных домах, эф- фективные нормативные требования по ло- кальному пожаротушению первичными средствами, оснащению средствами инди- видуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), средствам спасения – требования ст. 58, 59 и 60 ТР ЕАЭС № 043/2017, ст. 80 ФЗ№123. При этом наиболее сложная про- блема – пожилые люди, многодетные и ма- лообеспеченные семьи. n Актуальным остается оснащение квартир, жилых помещений первичными автоном- ными пожарными извещателями, сред- ствами пожаротушения (внутриквартир- ные малорасходные ПК и огнетушители). Пока требования отсутствуют, в том числе в Правилах противопожарного режима в РФ. Без этого добиться сокращения ги- бели, обеспечить возможность спасения людей, по сути, нереально. При этом боеготовность и оперативность реагирования пожарно-спасательных под- разделений (требования ст. 76 ФЗ № 123) весьма высокая. Среднее время их прибы- тия: n менее 8 мин. в городах (все субъекты РФ); n около 16 мин. в сельской местности; n более 20 мин. только в некоторых регио- нах (Коми, Карелия, Крым, Калининград, Смоленская, Московская, Архангельская и Вологодская области). Среднее время тушения по всем пожарам в России – менее 15 мин., а среднее время обслуживания вызова – 1 час! Объекты контроля Согласно ст. 16 ФЗ № 248, к объектам контроля относятся: "…2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция, работы и услуги, к которым предъявляются обяза- тельные требования; 3) здания, помещения, сооружения, тер- ритории, оборудование, …материалы, к ко- торым предъявляются обязательные требо- вания". К настоящему времени в отношении конт- роля продукции, материалов органами ФГПН требования законодательства приме- няются не в полном объеме, особенно в части положений ст. 56 по таким видам контрольных мероприятий, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выбороч- ный контроль, из-за незавершенности нор- мативного правового регулирования и фак- тического отсутствия финансового обес- печения по линии МЧС этих видов контроля. Проблема представляется вполне очевид- ной из-за существенной доли на рынке конт- рафактной и фальсифицированной по- жарно-технической продукции. Кроме того, на практике при обеспечении пожарной безопасности объектов строи- тельства могут возникать несоответствия требований, установленных нормативными документами Минстроя и МЧС России. Со- гласно ст. 2 ч. 7 ФЗ№248 при действии про- тиворечащих друг другу обязательных тре- бований в отношении одного объекта и предмета регулирования, установленных НПА разной юридической силы, подлежат применению требования, установленные НПА большей юридической силы. В случае действия требований НПА равной юридиче- ской силы лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственно- сти, если обеспечило соблюдение одного из таких требований. При этом очевидно нали- чие сдерживающего фактора: недостаточ- ная гармонизация требований сводов пра- вил (СП) и стандартов (ГОСТов) МЧС России (ТК № 274) и Минстроя России (ТК № 465 и № 144), хотя за последние несколько лет число разночтений заметно уменьшилось. Принципиально важное значение имеет требование ч. 1 ст. 9 ФЗ № 247, когда при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении ко- торых они устанавливаются, на их исполне- ние (должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями). Помимо этого, согласно ч. 3 данной статьи при установлении обязатель- ных требований должны быть минимизиро- ваны риски их последующего избиратель- ного применения. К сожалению, пока нет соответствующих НПА с методиками и должных масштабов их применения! Проведение надзора В соответствии со ст. 23 и ст. 25 ФЗ№248 установлены категории риска при проведе- нии надзора (частота мероприятий): n чрезвычайно высокий: плановых – неменее 1 в год, контрольных – не более 2 в год; n высокий: плановых – не менее 1 в 4 года, контрольных – не более 1 в 2 года; n значительный: плановых – не менее 1 в 4 года, контрольных – не более 1 в 2 года; n средний: плановых – не менее 1 в 6 лет, контрольных – не более 1 в 3 года; n умеренный: плановых – не менее 1 в 6 лет, контрольных – не более 1 в 3 года; n низкий – не проводятся. В части осуществления ФГПН эти требова- ния реализуются в полном объеме, однако фактически, по статистике, до 30% пожаров происходит на объектах, отнесенных к кате- гориям умеренного и низкого риска, на ко- торые приходится до 2/3 числа погибших и травмированных, а более 250 тыс. пожаров происходит на объектах, не подлежащих ка- тегорированию, где погибают и получают травмы около 2 тыс. человек. В этом отношении частично на улучшение положения дел направленыизменения в при- каз МЧС, который предусматривает коррек- тировку девяти (из 29) приложений по прове- рочным листам, а именно для объектов: n всех классов функциональной пожарной опасности – 199 вопросов; n культурно-просветительных и зрелищных учреждений – 18 вопросов; n организаций торговли – 29 вопросов; n хранения угля и торфа – 15 вопросов; n проведения строительно-монтажных и ре- ставрационных работ – 53 вопроса; n автозаправочных станций – 33 вопроса; n применения и реализации пиротехниче- ских изделий бытового назначения – 35 вопросов; госпРоЕкты и тЕхРЕгулиРованиЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2023 www.secuteck.ru 20 1 РаЗДЕл О проблемах противопожарных норм и мотивации их применения По статистике, за 2021 г. в России произошло около 400 тыс. пожаров, на которых погибли 8,5 тыс. человек, а 8,4 тыс. были травмированы. Ущерб составил 16,25 млрд руб., и это без учета затрат на пожаротушение, аварийно-спасательные работы, упущенные выгоды бизнеса и др. По мнению директора ДНПР МЧС России Рината Еникеева, этот показатель составляет не менее 70 млрд руб., что в 15 раз выше субвенций федерального бюджета на расчетные методики на базе средств цифровизации ЕвгЕний МЕшалкин Академик Национальной академии наук пожарной безопасности, д.т.н., профессор

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw