Каталог "Пожарная безопасность"-2023

n применения специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и ог- невых эффектов при проведении концерт- ных и спортивных мероприятий с массо- вым пребыванием людей в зданиях и со- оружениях – 22 вопроса; n проведения пожароопасных работ – 139 вопросов. При этом, согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ № 247 оценка эффективности надзорных органов должна включать в себя: 1) ключевые показатели уровня минимиза- ции вреда (ущерба) ценностям; 2) соотношение степени устранения риска вреда и объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов. До настоящего времени необходимые нормативные правовые акты в части реали- зации этих требований пока в стадии разра- ботки. Оснащение специализированных домов и жилых зданий противопожарными системами С учетом вышеизложенного важное место занимает постановление Правительства РФ в части оснащения системами пожарной сигнализации (СПС), автоматическими уста- новками пожаротушения (АУП) и системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) преимущественно эксплуатируемых объектов защиты, в том числе по приложе- нию№ 1: 1. П. 7 – специализированные дома, дома- интернаты для престарелых и инвалидов, детей-инвалидов и п. 8 – общежития, спе- циализированные жилые дома: оснащаются СПС независимо от площади. Это суще- ственное отличие от п. 7 табл. 1 СП 486.1311500, где для специализирован- ных домов (неквартирных), домов-интерна- тов для престарелых и инвалидов, детей-ин- валидов – АУП независимо от площади! Таким образом, для объектов нового строи- тельства требования достаточно высокие, а на объектах, эксплуатируемых 30–50 и более лет, проживающие защищены го- раздо ниже. Это явно недопустимо для со- циально ориентированной политики России, где 2,8 тыс. государственных домов преста- релых с 300 тыс. проживающих, 1,4 тыс. частных учреждений, но только менее 300 входят в реестр поставщиков социаль- ных услуг ("Мир новостей", № 7 (1520), 08.02.2023 г.) и, значит, более 1 тыс. дей- ствующих объектов на попадают в сферу проведения государственного надзора, в том числе пожарного. 2. П. 6 – системы пожарной сигнализации (СПС) –жилые здания высотой более 28мне- зависимо от площади, по примечанию2, обо- рудуются тепловыми пожарными извещате- лями прихожие квартир для запуска системы противопожарной защиты (СПЗ). Существен- ное отличие для жилых зданий высотой более 75 м – п. 6.3 табл. 1 СП 486.1311500, где АУП не зависит от площади. Таким образом, жилые здания высотой менее 28 м, включая малоэтажные, где в год происходит более 110 тыс. пожаров и погибает 7,5 тыс. чел., не требуется оснащать СПС, в том числе авто- номными извещателями, хотя бы для свое- временного обнаружения опасных факторов пожара (ОФП) и обеспечения возможности самоспасения проживающих. 3. Отсутствуют здания общежитий квар- тирного типа (Ф1.3), гостиницы и общежи- тия неквартирного типа, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (Ф1.2 со- гласно п. 8.2 табл. 1 СП 486, когда СПС при высоте менее 30 м и АУП – только при вы- соте 30 м и более). Проблема импортозамещения Вышерассмотренное касается требований нормативно-правового характера, но обес- печение пожарной безопасности еще более зависимо от качества пожарно-технической продукции, применяемой для их реализа- ции. В 2022–2023 гг. стала крайне актуаль- ной проблема импортозамещения в про- изводстве и реализации такой продукции. Значительная часть выпускаемого оборудо- вания в сфере ПБ (экспертно – не менее 50–60%) полностью базируется на россий- ских разработках, материалах и комплек- тующих. Вместе с тем предприятия, входя- щие в состав Федеральной палаты пожарно- спасательной отрасли, отмечают суще- ственные проблемы. Некоторые примеры: 1. Компания "ФОТОТЕХ" – отсутствуют оте- чественные аналоги фурнитуры для раз- движных дверей, доводчиков с задержкой закрывания, скрытых доводчиков, а также силиконовых (УФ-стойких) герметиков для стеклопакетов и монтажных швов. Одна из острых проблем – отсутствие технологий выпуска саморезов/метизов/анкеров отече- ственного производства (пока только им- порт из Польши или КНР). 2. Продукция ООО "ПТИИЦ СТ" (Москва) – стекло огнестойкое, широко применяемое в проектах и при строительстве, где доля им- портных комплектующих не превышает 7%, подтверждена готовность к полному переходу на продукцию российского производства. 3. СТЦ "Дормастер" (противопожарные шторы и др.) – по трем видам продукции им- портные комплектующие занимают до 50%, импортозамещение практически невоз- можно, что существенно ограничивает при- менение такой продукции на объектах про- ектирования, строительства и эксплуатации. 4. По средствам огнезащиты (АО "Тизол", ООО "Огнеза" и др.) до 50% продукции впус- кается на основе импортных компонентов, однако ведется работа по их замещению за счет параллельного импорта через госу- дарства Азии, а также выбора российских поставщиков компонентов (огнезащитные составы, краски для кабельной продукции и герметиков) с сохранением объема про- изводства и реализации. 5. По продукции, базирующейся на высоко- эффективных разработках ведущих научных учреждений бывшего СССР (Бийск, Алтай- ский край), выпускаемых в настоящее время АО "Источник плюс" и АО "Спецавтоматика", отсутствуют комплектующие импортного производства, используются отечественные сырьевые ресурсы, обеспечена современная нормативная база применения продукции (огнетушащие порошки, источники холодного газа, генераторы огнетушащего аэрозоля и газового пожаротушения, модули установок пожаротушения тонкораспыленной водой и пеной высокой кратности), сохраняется ста- бильное производство и реализация продук- ции. В стадии утверждения находятся стан- дарты этих организаций, применение кото- рых обеспечивает подтверждение соответ- ствия объектов защиты согласно новой ре- дакции ст. 6 ФЗ № 123. Значительный инте- рес к закупкам такой продукции проявляют и государства азиатского региона. 6. Сдерживающие факторы в сфере высот- ного домостроения – обеспечение мобиль- ными средствами пожаротушения и спасе- ния. Так, ООО "ВИТАНД" (Москва) имеет многолетний опыт высокотехнологичного производства автолестниц и подъемников пожарных с высотой подъема до 60 м, дру- гих видов мобильных средств пожаротуше- ния в тесном сотрудничестве с фирмой "Ма- гирус" (Германия). Основные проблемы: n обслуживание и ремонт ТС, находящихся в боевом расчете подразделений МЧС (в отношении импортных компонентов); n технология применения для широкой ли- нейки АЛП шасси "ИВЕКО"; n электронные модули управления, платы, контроллеры (порядка 10 узлов – право- обладатель "Магирус", даже выход из строя одного из них приводит к ненадлежа- щему состоянию систем безопасности ТС); n повышение качества металла для изготов- ления профилей колен для пожарных ав- толестниц; n поддержание надлежащего качества гид- равлических механизмов, используемых масел; n качество резинотехнических изделий с особыми свойствами по влагозащищен- ности для изготовления шторных дверей. Возможные меры поддержки: финансиро- вание ОКР по разработке электронных ком- понентов АЛП и их программного обеспече- ния, металлических профилей с высокой не- сущей способностью при минимальном весе, специализированных гидравлических замков и резинотехнических изделий для применения в соответствующих видах по- жарно-технической продукции. 7. В связи с масштабными лесными пожа- рами (в том числе резонансными 2022 г. в Рязанской области и других регионах), а также пожарами на объектах газовой от- расли (СУГ и СПГ) особенно значима про- дукция (доля импорта не более 5–7%) огне- тушащих средств водопенного тушения ООО НПО "СОПОТ" с уникальными характе- ристиками, а также пеногенераторы, пре- восходящие аналоги фирм США и др. Раз- работаны мобильные комплексы на отече- ственных шасси (прицепах), гусеничные по- жарные автомобили на базе конверсионной техники и вертолетное водопеносливное устройство с УКТП "Пурга" на внешней под- веске вертолетаМИ-8, многофункциональный комплекс на базе отечественного вездехода "БУРЛАК" с уникальными возможностями проходимости, оснащенный системой типа УКТП "Пурга" с возможностью подачи огне- тушащих пен, в том числе быстротвердею- щих, для создания заградительных полос на наиболее опасных направлениях развития пожара. Вместе с тем масштабы примене- ния таких и ряда других эффективных техно- логий явно недостаточны из-за несовер- шенства системы государственных закупок, а также низкой активности Минлесхоза, МЧС и соответствующих структур управле- ния субъектов РФ. Работа продолжается Вышеизложенное характеризует текущую систему нормативных-правовых актов в сфере обеспечения пожарной безопасно- сти как достаточно динамичную, но тем не менее требующую скоординированных уси- лий структур ФОИВ, проектировщиков, за- стройщиков, органов строительного и по- жарного надзора, предприятий и организа- ций. n ГоспРоЕкты и тЕхРЕГуЛиРовАниЕ 2023 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 21 1 РАЗДЕЛ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw