Каталог "Пожарная безопасность"-2023
С уществует проблематика, связанная с наличием двойного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности при проектировании и строи- тельстве объектов – со стороны Минстроя России и МЧС России. Хотя следует отме- тить, что в последние годы значительную часть нормативных коллизий в этой сфере удалось снять. 2022 год выдался достаточно плодотвор- ным для двух уважаемых ведомств: по их инициативе принят и вступил в действие ряд нормативных документов в области пожар- ной безопасности, в том числе давно ожи- даемых, а также разработаны и проходят об- суждение проекты отдельных нормативных правовых актов. Изменения со стороны МЧС России По линии МЧС России хотелось бы отме- тить следующие нововведения. ФЗ-276 от 14.07.2022 г. – о внесении изменений в ФЗ-123 "технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Законом уточнен перечень документов, от- носящихся к нормативным документам по пожарной безопасности (ст. 4, ч. 3): "1) национальные стандарты, своды пра- вил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, вклю- ченные в перечень документов по стандар- тизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Феде- рального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения по- жарной безопасности объектов защиты и включающие в себя комплекс необходи- мых инженерно-технических и организа- ционных мероприятий по обеспечению по- жарной безопасности". Уточнен перечень условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6): "1. Пожарная без- опасность объекта защиты считается обес- печенной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасно- сти, установленных настоящим Федераль- ным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной без- опасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, ука- занных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоя- щего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допусти- мых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной без- опасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специ- фику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и включающих в себя комплекс необходимых инженерно-техниче- ских и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, со- гласованных в порядке, установленном фе- деральным органом исполнительной вла- сти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной без- опасности, содержащиеся в стандарте ор- ганизации, согласованном в порядке, уста- новленном федеральным органом исполни- тельной власти, уполномоченным на реше- ние задач в области пожарной безопасно- сти; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспече- ние пожарной безопасности объекта за- щиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи". Таким образом, законодатель расширил перечень условий подтверждения соответ- ствия объекта требованиям пожарной без- опасности. Введены новые формы – специ- альные технические условия (СТУ), стан- дарты организаций (СТО), результаты ис- следований, расчетов и (или) испытаний. При этом СТУ и СТО отнесены к норматив- ным документам по пожарной безопасно- сти. Эти нововведения, безусловно, расширят возможности для нестандартного проекти- рования. Однако широкое использование при проектировании противопожарной за- щиты результатов исследований, расчетов и испытаний сдерживается отсутствием до- статочного количества апробированных ме- тодик, которые принимались бы органами экспертизы. ФЗ-370 от 24.09.2022 г. – внесены изменения в ст. 24 и 37 Федерального закона ФЗ-69 "о пожарной безопасности" Законом установлены требования к квали- фикации лиц, привлекаемых к выполнению работ в области пожарной безопасности и ответственных за пожарную безопасность на объекте: n работники и лица, привлекаемые к выпол- нению видов деятельности в области по- жарной безопасности, должны соответ- ствовать квалификационным требова- ниям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Рос- сийской Федерации, и (или) профессио- нальным стандартам; n квалификация работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объекта, должна соответствовать квали- фикационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утвер- ждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам. Указанные требования вступают в силу с 01.03.2025 г. нормативные документы МЧс России 3.1. СП 506.1311500.2021 "Стоянки авто- мобилей. Требования пожарной безопасно- сти". Вступил в действие с 01.03.2022 г.: n исключает требования к противопожар- ным расстояниям до открытых автостоя- нок; n устанавливает возможность размещения в пределах машино-мест шкафов из него- рючих материалов для нужд автовладель- цев; n устанавливает требования к обустройству мест хранения электромобилей и подза- ряжаемых гибридных автомобилей. 3.2. СП 518.1311500.2022 "Навесные фа- садные системы с воздушным зазором". ГоспРоеКты и техРеГулиРование СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2023 www.secuteck.ru 22 1 РаЗДел Нормативное регулирование противопожарной защиты уникальных и сложных объектов Итоги и новации 2022 года Проектирование противопожарной защиты уникальных и сложных объектов нередко требует применения нестандартных решений и зачастую происходит за пределами существующих нормативных требований. В этой связи актуальным является совершенствование законодательства и нормативной базы в данной сфере и их актуализация с учетом современных материалов и технологий Константин Белоусов Директор НИИ ОПБ, сопредседатель Подкомитета по инжинирингу в области обеспечения пожарной и комплексной безопасности НОПРИЗ, к.т.н.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw