Каталог "Пожарная безопасность"-2023
Введен в действие 30.06.2022 г.: n устанавливает требования пожарной без- опасности при монтаже, эксплуатации и ремонте фасадных систем; n определяет перечень необходимых пока- зателей пожарной опасности строитель- ных материалов, входящих в состав кон- струкции фасадных систем. Изменения № 3 в СП 4.13130.2013 "Си- стемы противопожарной защиты. Ограниче- ние распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планиро- вочным и конструктивным решениям" всту- пили в действие с 01.12.2022 г.: n СП дополнен требованиями по сообще- нию многоквартирных жилых домов со встраиваемыми нежилыми и обществен- ными помещениями; n уточнены требования по размещению вне- квартирных хозяйственных кладовых; n сняты ограничения по размещению хама- мов и инфракрасных саун в жилых домах; n оптимизированы требования по размеще- нию магазинов по продаже мебели в жилых домах; n установлены нормативы размещения в предприятиях общественного питания мангалов и барбекю; n исключен раздел 6.11 "Требования к авто- мобильным стоянкам". СП 514.1311500.2022 "Временные здания и сооружения для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей" введен в действие 04.04.2022 г.: n определяет требования пожарной без- опасности при проведении массовых ме- роприятий как на открытых территориях, так и внутри зданий; n устанавливает требования к проектирова- ниюи размещениювременных сооружений. Приказ МЧС России от 24.12.2022 г. №1173 "Об утверждении требований к про- ектированию систем передачи извещений о пожаре" вступил в силу с 01.03.2023 г. Важен для объектов с массовым пребыва- нием людей. Требования распространяются на проектирование систем передачи изве- щений о пожаре (СПИ) для оснащения зда- ний, в том числе пожарных отсеков. Детали- зированы требования к проектированию приборов пультовых и объектовых оконеч- ных (ППО и ПОО), требования к размещению автоматизированного рабочего места дис- петчера. Приказ МЧС России от 15.11.2022 г. № 1161 "Об утверждении Порядка согласо- вания стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности". Всту- пил в силу 30.11.2022 г. Очень ожидаемый документ с момента принятия ФЗ-276. Уста- новлен состав документации, представляе- мой на согласование, порядок и сроки рас- смотрения. Нововведения Минстроя России Со стороны Минстроя России практиче- ский интерес у профессионального сообще- ства вызывают: 1. постановление правительства РФот 20.05.2022 г. №914 "О внесении измене- ний в постановление Правительства Рос- сийской Федерации от 28 мая 2021 г. №815"* – так называемый обязательный пе- речень нормативных документов. Вступило в силу с 1 сентября 2022 г.: n Для документации, разработка которой начата с 01.09.2022 г., постановление № 815 следует применять уже с учетом новых изменений. Для документации, раз- работка которой начата в период с 01.08.2020 г. по 01.09.2021 г., приме- няется предыдущее постановление (№ 985), а для периода до 01.08.2020 г. – постановление № 1521. n При этом допускается использовать пе- речни документов из различных постанов- лений (№1521, №985, №815) "по выбору застройщика или технического заказчика". Так как перечень ни разу не расширялся, а только сокращается, следовательно, ис- пользование более ранних редакций не приведет к снижению надежности и без- опасности. 2. приказ Минстроя России от 22.10.2021 г. № 774/пр "О внесении из- менений в Порядок разработки и согласо- вания специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвер- жденный приказом Министерства строи- тельства и жилищно-коммунального хозяй- ства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 734/пр". Вступил в силу с 01.03.2022 г., действует до 01.09.2026 г. В соответствии с приказом: n установлен (впервые) порядок отмены ранее согласованных СТУ; n определено содержание разрабатывае- мых СТУ; n уточнен состав пояснительной записки к СТУ; n уточнен состав заявления о согласовании. 3. проект федерального закона "о вне- сении изменений в ФЗ-384 "техниче- ский регламент о безопасности зданий и сооружений" и ФЗ-162 "о стандарти- зации в Российской Федерации". В этом законопроекте необходимо отметить не- сколько принципиальных нововведений: n Ст. 5, ч. 2 в новой редакции: "2. Безопас- ность зданий и сооружений, а также свя- занных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, на- ладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального за- кона, документов, включенных в указан- ный в части 7 статьи 6 настоящего Феде- рального закона перечень, и (или) стан- дартов организаций, прошедших экспер- тизу в техническом комитете по стандар- тизации в сфере строительства и зареги- стрированных в Федеральном информа- ционном фонде стандартов, и (или) ссыл- ками на требования иных документов по стандартизации, в том числе иностранных государств, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Важно: в данной статье законопроекта вводится ссылка на стандарты организа- ций, при этом исключается любое упоми- нание об СТУ! n Ст. 6 ч. 1–6 исключаются, ч. 8 изложить в новой редакции: "В перечень националь- ных стандартов и сводов правил, указан- ный в части 7 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с соору- жениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, мон- тажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, раз- личные подходы к обеспечению безопас- ности зданий и сооружений. При этом за- стройщик (заказчик) вправе самостоя- тельно определить, в соответствии с каким из указанных требований подхо- дов будет осуществляться проектирова- ние (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капиталь- ный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения". Таким образом, здесь и далее термин СТУ из технического регламента исключается, а заказчику предоставляется возможность самостоятельно определять состав норма- тивных требований. Достигнутые результаты Подводя итог, следует отметить единство позиции двух ведомств относительно вве- дения в практику такого документа, как стан- дарт организации. Стандарты должны быть согласованы в установленном порядке (для каждого ведомства – свой порядок) и в даль- нейшем станут важным инструментом для гибкого проектирования. Вместе с тем такой инструмент, как специ- альные технические условия (СТУ), по мне- ниюМинстроя, является избыточным и дол- жен быть исключен, при этом позиция МЧС России такова: СТУ не только важны, но и за- конодательно отнесены к нормативным до- кументам в области пожарной безопасности (вместе со стандартом организации). Оба ведомства в своих технических регла- ментах (ФЗ-123 и ФЗ-384) апеллируют к ак- тивному применению результатов исследо- ваний, расчетов и испытаний, однако их ши- рокое использование при проектировании противопожарной защиты существенно ограничено отсутствием достаточного коли- чества апробированных методик, которые принимались бы органами экспертизы. В этом направлении и Минстрою, и МЧС России еще следует поработать. n ГоспРоЕкты и тЕхРЕГуЛиРовАниЕ 2023 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 23 1 РАЗДЕЛ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw