Каталог "Пожарная безопасность"-2023

О бычно требования имеют примени- мость к конкретным решениям или группе однородных объектов защиты в каком-то конкретном случае. У большин- ства нормативных требований объективные причины возникновения и их понимание не всегда лежат на поверхности. Для осозна- ния могут потребоваться годы или попада- ние в ситуацию, в которой они проявляются в полном объеме. При этом зачастую требо- вания значительно превышают ожидаемый эффект или не достигают предполагаемых результатов. Экономическая целесообразность некоторых правил Вероятно, целью "регуляторной гиль- отины" стала ревизия всех документов в части исключения "пустых" требований. Нужно честно отметить, что была проведена огромная работа. Но, к сожалению, могу привести и следующие примеры: n СП 8.13130: установка ПК в помещениях, защищаемых АУПТ (в том числе газового и пенного). Для определенных ситуаций это, наверное, и необходимо, но в боль- шинстве случаев нужно быстрее покинуть подобные помещения, так как это поме- щения повышенной опасности (категории А и подобные: окрасочные, сушильные и пр.), и позволить АУПТ начать тушение, что уменьшит вероятность травмирования людей от воздействия опасных факторов пожара и огнетушащих веществ. n СП 4.13130 п. 6.5.56: "При проектировании кабельных эстакад и галерей, предназна- ченных для прокладки кабелей для питания электроприемников I и II категорий, не- обходимо предусматривать основные не- сущие строительные конструкции с преде- лом огнестойкости не менее R 45". Это требование приводит к значительным за- тратам и, с учетом одного пожара на про- изводственном объекте, актуально только для обеспечения работы насоса противо- пожарного водоснабжения. Потому что при пожаре на кабельной эстакаде для туше- ния можно воспользоваться только этим насосом, а при других пожарах необходи- мость в огнезащите кабельной эстакады в принципе отсутствует. Кроме того, если выполняются Правила противопожарного режима (они не допускают складирование горючих материалов у эстакады), то, соот- ветственно, отсутствует пожарная на- грузка, тем более способная обеспечить продолжительность пожара 45 мин. n СП 3.13130 примечание 7 табл. 2: "Одно- этажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожар- ной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 м 2 без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, до- пускается не оснащать СОУЭ". Соответ- ственно, состоящие из двух маленьких по- мещений (с непосредственным выходом наружу из каждого) и более 50 м 2 подлежат защите и СОУЭ, и АПС. Кроме того, встает вопрос вывода сигнала о пожаре из отдельно стоящих производ- ственных зданий (для примера, площадью 12 кв. м). Стоимость строительства эста- кады в разы превышает стоимость всего объекта, а к моменту прибытия пожарного подразделения уже и спасать нечего. Имеются и другие подобные требования. Дублирование требований Непонятна позиция законотворцев и в части дублирования требований в норма- тивных документах в развитие ФЗ-123 и ФЗ-384: n СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* Ма- гистральные трубопроводы" и раздел 6.12. "Требования к магистральным тру- бопроводам" СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах за- щиты. Требования к объемно-планировоч- ным и конструктивным решениям"; n в СП 4.13130 раздел 6.6. "Требования к нефтепродуктопроводам, прокладывае- мым на территории городов и других на- селенных пунктов" и СП 125.13330.2012 "СНиП 2.05.13-90 Нефтепродуктопро- воды, прокладываемые на территории го- родов и других населенных пунктов". В связи с внесением изменений в данные документы в разное время появляются кол- лизии, которыми пытаются пользоваться "принципиальные" эксперты. Кроме того, вызывают некоторое непони- мание различия в методиках расчета про- мышленных и пожарных рисков. Зачем? По- чему нельзя объединить и, соответственно, уменьшить количество нормативных доку- ментов, расчетов, проверок и др.? Аналогичная ситуация и в других направ- лениях "народного хозяйства". В качестве примера – необходимость установки счет- чиков воды, тепловых пунктов практически во всех зданиях одного предприятия. Все вышеописанные примеры – это от- влечение средств и на этапе строительства, и на этапе эксплуатации, что в наше неспо- койное время непозволительно. Надеюсь, что работа по улучшению и упро- щению нормативных документов продол- жится и это принесет положительные ре- зультаты участникам на всех этапах суще- ствования объекта. Сближение пожарного и строительного регламентов Стоит отметить, что наметилась тенденция к сближению критериев подтверждения со- ответствия ФЗ-384 и ФЗ-123. В последней редакции ФЗ-123 появились новые способы обоснования соответствия объекта требованиям пожарной безопасно- сти, которые значительно упрощают воз- можность отступления от нормативных до- кументов добровольного применения, но при этом в пожарном регламенте по фор- мальному признаку СТУ разрабатывается не на отступление от норм, а только на от- сутствие норм, что, кстати, тоже является одним из отличий от строительного регла- мента. Последовательное поступательное движе- ние по изменению нормативных документов предвкушает ожидание приятной перспек- тивы доведение нормативных документов до совершенства. Для этого необходимо при корректировке, разработчикам учиты- вать даже самые противоречивые предло- жения может не в плане их принятия, а из- менения формулировок до таких, которые однозначно воспринимаются всеми участ- никами процесса. Нужна конечно и жесткая воля для исключения лоббирования интере- сов конкретных производителей, даже если это и не послужит толчком к научно-техни- ческому прогрессу и развитию отдельных направлений производства. Также затраты на обеспечение пожарной безопасности должны быть сопоставимы с потенциально исключаемым с их помощью ущербом. В случае оптимального соотношения без- опасности и затрат нас ждет здоровый рост экономики и соответственно снижение ко- личества пожаров и последствий от них. n Госпроекты и техреГуЛирование СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2023 www.secuteck.ru 24 1 раЗдеЛ Об "упрощении" нормативных документов в области пожарной безопасности Нормативные документы необходимы для осуществления проектирования, но ряд требований явно излишен и, наоборот, только увеличивает стоимость проектов без привнесения дополнительной пожарной безопасности Эдуард Менчинский Главный пожарный АО "Гипротрубопровод" (ПАО "Транснефть")

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw