Каталог "Пожарная безопасность"-2023
СРЕДСтВА обЕСПЕчЕния ПожАРной бЕЗоПАСноСти 2023 | ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ www.secuteck.ru 59 3 РАЗДЕЛ Если событие на указанных танкерах раз- вивались бы по описанному сценарию, то наиболее вероятно, что Крымский мост и часть переправы были бы разрушены либо подверглись бы воздействию высокой тем- пературы пламени в течение длительного периода времени (более 1–2 ч), что также достаточно для полного разрушения метал- лических конструкций моста. Статистика пожаров на автомобильном транспорте, в том числе перевозящемнефте- продукты, газовый конденсат или СУГ и СПГ, также указывает на высокую вероятность по- жаров и взрывов как вблизи него, так и непо- средственно намосту. При этомне исключены наличие проливов топлива и газа на площадях более 1000 кв. м и последующий пожар, что приведет к перегреву металлических кон- струкций и разрушению последних, так как металлические конструкции уже через 15минут под воздействием высоких темпера- тур не выдерживают повышенных нагрузок. Не менее опасным сценарием может стать пожар на железнодорожной части Крым- ского моста, особенно в случае аварии с по- жаром на железнодорожных цистернах со сжиженным природным газом или нефтехи- мическими продуктами. И в этом случае тоже возможно мощное тепловое воздей- ствие от пламени пожара на металлические конструкции моста с последующим его об- рушением. Безусловно, одновременное со- бытие, когда под мостом будет находиться горящий танкер с нефтепродуктами или СУГ и СПГ, на мосту – железнодорожный состав с горючими или взрывчатыми веществами, а на автомобильной части моста – грузовой и пассажирский автотранспорт, маловеро- ятно. Но и исключить его, и тем более не быть готовыми к борьбе с ликвидацией по- следствий, было бы неверным. Проблема пожаровзрывопредотвращения Известно, что Минтранс России озабочен обеспечением безопасности транспортного перехода через Керченский пролив. Ведутся работы по инженерным изысканиям и про- ектированию систем обеспечения безопас- ности, которые обошлись более чем в 4,5 млрд рублей. Заложены ли в этот бюджет статьи для ре- шения проблемы поиска путей пожаровзры- вопредотвращения (купирования) пожаров при аварийных розливах, в частности СУГ и СПГ, нам пока неизвестно. Но если предпо- ложить, что планами не предусматривается финансирование мер активного пожароту- шения по сценариям, связанным с розливом нефти, нефтепродуктов или тем более СУГ и СПГ, то, на наш взгляд, это необходимо сделать. Разработка пожарного поезда нового поколения Одной из составляющих системы обес- печения безопасности должны являться ме- роприятия по активной системе пожаровз- рывопредотвращения. В этой связи разра- ботка пожарного поезда нового поколения с автономным пожарным модулем контей- нерного типа на железнодорожной плат- форме с УКТП "Пурга" (АПМКТ "Пурга") может стать существенным элементом обеспечения активного пожаротушения и защиты металлоконструкций Крымского моста во время пожара. В основу концепции формирования мо- дуля была положена технология пожаровз- рывопредотвращения и купирования СУГ и СПГ с помощью гибридной пены. Данная технология, в отличие от существующих оте- чественных и зарубежных средств борьбы с пожарами, позволяет на указанных объ- ектах не только купировать розлив сжижен- ного газа, защитить конструкцию железно- дорожного, автомобильного или морского транспорта, но и потушить розлив СУГ и СПГ на площадях до 1000 кв. м. В 2017 г. по заданию РЖД совместно с ФГБУН "Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко" Российской академии наук ООО "НПО "СОПОТ" провело огневые натур- ные испытания данных технологий пожаро- тушения на моделях современного желез- нодорожного подвижного состава, в том числе на газотурбовозах и газотепловозах. Была проверена возможность обеспечения теплозащиты (создания огневых барьеров) металлических конструкций или предотвра- щения распространения огня с горящего на негорящие объекты с помощью быстротвер- деющих пен на основе структурированных частиц кремнезема. Данная пена обладает гигантской огнестойкостью (не разрушается под воздействием открытого пламени с тем- пературой 1000–1800 °С), а также высокой адгезионной способностью, в том числе к наклонной и вертикальным поверхностям. Для ее получения и доставки разработана целая серия специальных технических средств. Пена и средства ее доставки сер- тифицированы ОС "ПОЖТЕСТ" ФГБУ ВНИПО МЧС России. Огнетушители для по- дачи таких пен соответствуют требованиям ГОСТ 51017–2009 и ГОСТ 51057–2001. В состав быстротвердеющей пены входят водный раствор пенообразователя с добав- ками (компонент А) и отвердитель – водный раствор уксусной кислоты (компонент Б). Быстротвердеющая пена может получаться при подаче через лафетный ствол с даль- ностью подачи до 100 м или насадки с даль- ностью подачи 6–10 м. s Перевозка сжиженного углеводородного газа авто- транспортом увеличивает риск пожара и взрыва на мосту s Подача огнетушащих пен от автономного пожарного мо- дуля на железнодорожной платформе s Взрыв и пожар танкера-газовоза "Маэстро" в районе Керченского пролива s Последствия железнодорожной катастрофы с цистер- нами, заполненными сжиженным газом и нефтепродуктами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw