Каталог "Пожарная безопасность"-2023

СРЕДСтвА обЕСПЕчЕния ПожАРной бЕЗоПАСноСти СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2023 www.secuteck.ru 78 3 РАЗДЕЛ ляла 25 тыс. кв. м (1 пожарный отсек). К мо- менту прибытия пожарных подразделений, через 22 мин. после получения сообщения, охваченная огнем площадь составляла не менее 11–12 тыс. кв. м, площадь "горения" кровли – порядка 14 тыс. кв. м. Нетрудно по- считать, что средняя скорость пожара на первых этапах превышала 500 кв. м/мин. Обрушение кровли, по имеющейся инфор- мации, фактически начало происходить не ранее чем через 32 мин. после поступления сообщения о пожаре. При этом горение кровли было зафиксировано через 22 мин. после начала пожара. Это означает, что кон- струкция в целом выдержала нормативные требования и предел огнестойкости по по- казателям RE составил более 15 мин. Хо- рошо это или плохо? С точки зрения норм это, безусловно, следует рассматривать в позитивном ключе. Однако устойчивость покрытия рацио- нально рассматривать в том числе и с уче- том физических закономерностей разви- тия пожара. Если крыша сохраняет целост- ность, то нагретые продукты горения, под- нимаемые к кровле конвекцией, не находят другого пути, кроме как распространиться внутри помещения, повреждая и вовлекая в процесс горения все новые материалы. С этой позиции избыточная огнестойкость конструкции покрытия может способство- вать расширению площади пожара. Так, на складе в Подмосковье пожар обо- шел противопожарные стены, предполо- жительно, через 40 мин. и достиг площади 35 тыс. кв. м уже через 1,5 часа после по- ступления сообщения. Через три часа пожар был локализован на площади 55 тыс. кв. м, а общая площадь повреждений к мо- менту полной ликвидации пожара соста- вила 75 тыс. кв. м, в то время как покрытие имеет явные повреждения на площади не более 52–53 тыс. кв. м при обрушении на площади не более 50 тыс. кв. м. В целом анализ имеющихся в открытом доступе видеозаписей и фотографий поз- воляет сделать однозначный вывод, что повреждения материалов кровли в боль- шей степени индуцированы воздействием со стороны помещения, нежели распро- странением фронта горения по поверхно- сти кровли. Данный факт однозначно фик- сируется по характеру повреждений в ад- министративной (3–4-этажной) части зда- ния и отсутствию повреждений кровли в единственном оставшемся пожарном от- секе. Распространение пожара между отсеками происходило, очевидно, не через кровлю, а через технологические проемы (двери, во- рота) в противопожарных стенах. Таким об- разом, исходя из имеющихся данных, можно утверждать, что средняя скорость распро- странения пожара в здании складского ком- плекса, несмотря на организационно-техни- ческие меры и мероприятия по предотвра- щению и ограничению пожара, предприня- тые в соответствии с требованиями дей- ствующего на территории Российской Фе- дерации законодательства и нормативных документов, составляла не менее чем 300 кв. м/мин, при этом ее пиковые значе- ния в первые 30–40 минут пожара, до начала обрушения кровли, превышали 500–600 кв. м/мин (линейная скорость распространения пожара – до 0,1 м/с). Исходя из этого любой, кто планирует строить складской комплекс в России в со- ответствии с действующими нормами, дол- жен принять, что в случае возникновения пожар будет разви- ваться с этой же ско- ростью. Независимо от принятой степени огнестойкости или класса конструктив- ной пожарной опасно- сти здание будет га- рантированно уничто- жено в объеме своих границ. Это, однако, вместе с "юридиче- ской причиной по- жара" является только следствием более глобальной проблемы системы пожарной безопасности, кото- рую и следует опре- делять в качестве причины всех про- исходящих сегодня пожаров. Будущее пожарной безопасности в России Основная сложность состоит в отсутствии внятной и понятной цели в системе обес- печения пожарной безопасности. В част- ности, в Федеральном законе от 27.12.1992 г. № 69-ФЗ "О пожарной без- опасности" цель не сформулирована вовсе (дано лишь определение пожарной без- опасности), а в Федеральном законе от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический рег- ламент о требованиях пожарной безопас- ности" только указано, что закон принят "в целях защиты жизни, здоровья и имуще- ства граждан и юридических лиц, госу- дарственного и муниципального имуще- ства от пожаров", без определения каких- либо целевых показателей, по которым можно было бы оценивать эффективность устанавливаемых требований и мер. Фактически система норм пожарной без- опасности формируется сегодня как набор не связанных между собой требований, каждое из которых должно способствовать достижению этой глобальной цели обес- печения "состояния защищенности лично- сти, имущества, общества и государства от пожаров" (ст. 1 69-ФЗ). Оценить же вклад каждого из таких требований (мер) в ре- зультате оказывается невозможным. Это формирует на рынке ситуацию полнейшего хаоса, когда "честные" отчаянно пытаются выполнить требования, а "умные" имити- руют их выполнение. В ожидании экономи- ческого спада и повышения конкуренции на рынке можно предположить, что количество "умных" в ближайшее время будет увеличи- ваться, а вместе с ними – и количество по- жаров. Что делать? Как уже было отмечено выше, гражданское общество, а не бизнес, в первую очередь должно определиться с целями, которых предстоит достичь через реализацию мер пожарной безопасности. Только после этого стоит начинать реформирование системы. В противном случае Россия продолжит за- нимать лидирующие позиции в мире по ги- бели людей на пожарах, а бизнес будет вы- нужден "имитировать" выполнение необос- нованных и не связанных между собой, а главное – неконтролируемых требований пожарной безопасности. Со стороны бизнес-сообщества, оче- видно, нужно говорить о необходимости формирования системы альтернативных го- сударственным СП и ГОСТам нормативно- технических документов в области проекти- рования и строительства, предусматриваю- щих применение современных и прошедших апробацию технических средств обеспече- ния пожарной безопасности, а также техни- чески и экономически обоснованных объ- емно-планировочных и организационных решений. Такая возможность сегодня уже предусмотрена действующей редакцией Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, которая допускает использова- ние для целей подтверждения соответствия объектов защиты стандартов организаций. Локомотивом в данном процессе, учитывая сложность строительных систем, должны стать национальные и отраслевые объеди- нения. Для отдельных игроков строительной отрасли, в том числе и крупных, охватить ин- тересы и возможности всей отрасли будет определенно невозможно. Если возвращаться к зданиям складского назначения, логичным представляется отка- заться от применения огнестойких, огнеза- щищенных и пожаробезопасных конструк- ций, поскольку в контексте быстрого разви- тия пожаров они в любом случае оказы- ваются либо полностью уничтоженными, либо не пригодными к дальнейшему исполь- зованию, а значит, затраты на их устрой- ство, если это не обусловлено особенно- стями конкретного технологического про- цесса, не могут считаться обоснованными. Вместо этого в зданиях подобного типа, очевидно, следует больше внимания уде- лять применению: n организационных мероприятий по пред- отвращению и ограничению возгораний; n автономных (неотключаемых) систем ран- него обнаружения и тушения пожаров; n объемно-планировочных и конструктив- ных решений, обеспечивающих эффек- тивный отвод продуктов горения из верх- ней части зданий в случае пожаров и ограничивающих их распространение в объеме здания. В данном случае, воз- можно, имеет смысл обратиться к опыту формирования взрывоустойчивых строи- тельных систем, но вместо "легкосбрасы- ваемых" предусматривать применение "легкосгораемых" конструкций. n s Строительство индустриального парка "Холмогоры" в Пушкинском районе Московской области https://www.tn.ru/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw