Каталог "Пожарная безопасность"-2023

вЗрывоЗащищЕнноЕ оборуДованиЕ. огнЕЗащитныЕматЕриаЛы, Покрытия и работы СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАТАЛОГ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | 2023 www.secuteck.ru 82 4 раЗДЕЛ П оскольку массовая типовая застройка 120–200 лет назад в Российской им- перии не была распространена, полу- чение натурных образцов конструкций зда- ния для испытаний вызывает значительные затруднения, что вызывает необходимость применения расчетно-аналитических мето- дов. Что говорит закон? В 2002 г. в России был принят Федераль- ный закон от 27.12.2002 г. №184-ФЗ "О тех- ническом регулировании". В ходе его ис- полнения появился Федеральный закон "Технический регламент о пожарной без- опасности зданий и сооружений" от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ. В п. 10 ст. 87 № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021 г.) указано: "Пределы огнестойкости и классы пожар- ной опасности аналогичных по форме, ма- териалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, уста- новленным нормативными документами по пожарной безопасности". В принципе, обычная бюрократическая присказка, во многих отраслях пользуются нормами рас- чета, если они есть (к счастью, в 2019 г. по- явился свод правил для железобетонных конструкций СП 468.1325800.2019 "Бетон- ные и железобетонные конструкции. Пра- вила обеспечений огнестойкости и огнесо- хранности"). При их отсутствии для метал- лических, деревянных и каменных конструк- ций данный пункт у ряда пожарных экспер- тов чудесным образом превратился в мантру "по какому нормативному документу… по какому нормативному документу… по какому нормативному документу…" без всякой надежды на их просветление. В результате использования этой мантры роль личности пожарного эксперта в исто- рии возрастает, но пользы от нее для дела за 15 лет пока не наблюдается. Может, надо больше времени. Апробированные методики vs установленные нормативы Интересно, что в принятом в 2009 г. Фе- деральном законе "Технический регла- мент о безопасности зданий и сооруже- ний" от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ авторы не стали создавать проблему. Согласно п. 6 ст. 15 "Общие требования к результатам инженерных изысканий и проектной доку- ментации" соответствие проектных значений и характеристик здания или со- оружения требованиям безопасности должны быть обоснованы одним или не- сколькими способами, в том числе расче- тами и (или) испытаниями, выполнен- ными по сертифицированным или апро- бированным иным способом методикам. То есть анализ здания на воздействие урагана и землетрясения можно прово- дить по апробированным методикам, а на воздействие пожара – только по "установ- ленным нормативными документами по пожарной безопасности". Любопытно было бы узнать, за что такое недоверие именно пожарным. Возможность исправить положение была в 2021 г. при переработке Технического регламента о пожарной безопасности зда- ний и сооружений, но ей не воспользова- лись. Тот факт, что в СССР и России мето- дики расчета огнестойкости строительных конструкций разрабатывались и апробиро- вались во ВНИИПО с середины XX века, ав- торам регламента почему-то показался не имеющим значения. От препятствий к единообразию В соответствии с п. 4 ст. 16.1 основопо- лагающего Федерального закона от 27.12.2002 г.№184-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.) "О техническом регулировании" (с измене- ниями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021 г.), "неприменение таких стан- дартов и (или) сводов правил (националь- ные стандарты Российской Федерации и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, регио- нальные своды правил, стандарты ино- странных государств и своды правил ино- странных государств при условии регистра- ции указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных го- сударств и сводов правил иностранных го- сударств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандар- тов) не может оцениваться как несоблюде- ние требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов орга- низаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических рег- ламентов". Полагаю, неприменение норм несуществующих стандартов и (или) сводов правил также не может оцениваться как не- соблюдение требований технических регла- ментов. Остается надеяться, что п. 10 ст. 87 Феде- рального закона "Технический регламент о пожарной безопасности зданий и соору- жений" от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ в конце концов будет сформулирован так, чтобы требование по возможности применения расчетно-аналитических методов было еди- нообразно с другими техническими регла- ментами и не создавалось дополнительных искусственных препятствий для выполнения закона № 123-ФЗ. n Несогласованность технических регламентов при расчетно-аналитических методах оценки пределов огнестойкости строительных конструкций Исторический центр Санкт-Петербурга – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для сохранения этого статуса в городе проводятся масштабные реставрационные работы. В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" действия по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии должны происходить без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия ЕвгЕний ЧЕркасов Ведущий инженер Испытательной Пожарной Лаборатории по г. Санкт-Петербургу, к.т.н. Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности ана- логичных по форме, материалам, конструктивному испол- нению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, установленным нормативными документами по пожарной безопасности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw