Каталог "Системы безопасности"-2018
ГОСПРОЕКТЫ, ТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА 20 МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ-2018" 1 РАЗДЕЛ П ринятые в последнее время в стра- нах ЕАЭС и в Российской Федерации документы стратегического планиро- вания предусматривают меры, направ- ленные на стимулирование развития циф- ровых технологий и их использование в различных секторах экономики, социаль- но-экономической сфере, государствен- ном управлении и бизнесе. Программа "Цифровая экономика Российской Феде- рации" (распоряжение Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017 г.) включает в себя цели и задачи основных мер госу- дарственной политики Российской Феде- рации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики госу- дарства, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально- экономической деятельности. Программа "Цифровая экономика Российской Феде- рации" предполагает распространение ее положений на отрасли, не вошедшие в число пяти базовых направлений старто- вой версии. Одной из таких важнейших отраслей экономики является экосистема транспорта. Видится необходимость оста- новиться на ряде принципиальных момен- тов развития транспорта в РФ и странах ЕАЭС в целом с позиций существующих тенденций цифровой экономики и суще- ствующей Программы. Многими экспертами отмечается факт преимущественного рассмотрения в Про- грамме чисто инфраструктурных элемен- тов нового экономического уклада. Воз- можно, причиной является отсутствие четкого определения "цифровая экономи- ка" в утвержденном программном доку- менте. Не оспаривая безусловную необходимость развития инфраструктуры для новых сквозных технологий, следует отметить сервисный характер транспорт- ной отрасли, предполагающий внедрение в первую очередь новых цифровых услуг в транспортные процессы. Видится имен- но такой алгоритм реинжиниринга: снача- ла конструирование новых цифровых сер- висов управления процессами, затем – оценка инфраструктуры, необходимой для их обеспечения. Важно отметить, что цифровые сервисы в условиях новой эко- номики являются элементами цифровой трансформации. Следует отметить прин- ципиальную разницу понятия автоматиза- ции бизнес процессов и понятия их циф- ровой трансформации. Последнее является важнейшим механизмом цифро- вой экономики, науки о принципах управ- ления в сфере производства, распреде- ления, обмена и потребления товаров и услуг, в которой инструментом управле- ния выступают данные в цифровой форме. Критерии эффективности цифровой трансформации Цифровая трансформация – это преобразо- вание соответствующих бизнес-процессов в новой экономике. Коренным отличием циф- ровой трансформации от автоматизации и информатизации является создание новых возможностей и построение новых процес- сов и сервисов, а не просто повышение эффективности (снижение затрат на реали- зацию) уже существующих. Сервисы цифро- вой трансформации должны отвечать трем критериям: l лучше – качественные сервисы, создан- ные для участников транспортного про- цесса, подходящие для устройств, ими используемых, максимально упрощен- ные и персонализированные, интуитивно понятные и простые в использовании; l быстрее – сервисы должны сокращать число обязанностей и количество шагов, проходимых пользователем, а также время, необходимое для обработки информации и предоставления самих сер- висов; l дешевле – цифровые сервисы должны помочь снизить затраты как для органов власти, так и для соответствующих субъ- ектов процесса. Все вышеперечисленное отвечает требова- ниям рассмотрения транспортного процесса с позиций логистики – науки, отвечающей за рационализацию связанных потоков в эко- номической системе: материального, финан- сового, информационного. Логистика не подменяет собой транспортную отрасль, а является основным механизмом ее функ- ционирования. В соответствии с принятым программным документом цифровая экономика представ- лена тремя взаимодействующими уровнями, влияющими на жизнь граждан и общества в целом: 1. Рынки и отрасли экономики, где осу- ществляется взаимодействие конкретных субъектов, поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг. 2. Платформы и технологии, где форми- руются компетенции для развития рынков и отраслей экономики. Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации "Единое окно" транспортно-логистических процессов в условиях цифровой экономики Отвечая мировым вызовам необходимости повышения конкурентоспособности экономики, устранения существующих препятствий и ограничений для создания и развития высокотех- нологичных бизнесов и недопущения новых ограничений и угроз, в РФ на уровне национальной программы провозглашена задача создания новой экосистемы цифровой экономики, обес- печивающей эффективное трансграничное взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан Геннадий Зубаков Директор международного логистического клуба, эксперт ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Анна Васильева Эксперт ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Коренным отличием цифровой трансформа- ции от автоматизации и информатизации является создание новых возможностей и построение новых процессов и сервисов, а не просто повышение эффективности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw