Каталог "Системы безопасности"-2018

ГОСПРОЕКТЫ, ТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА 25 МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ-2018" 1 РАЗДЕЛ щей, сил и средств регионального уровня, органов местного самоуправления и органи- заций. Национальная платформа – это ключевой механизм для реализации Сендайской рамочной программы: она обеспечивает координацию, осуществляет анализ, предла- гает помощь и поддержку по интеграции мер снижения риска бедствий в различных сферах деятельности государства. Национальная платформа будет играть исключительно важную роль в подтвержде- нии результатов двухгодичных оценок про- гресса достижения глобальных целевых задач СРП. Правительство Российской Федерации уде- ляет значительное внимание реализации СРП. Вопросы реализации СРП отражены в ряде нормативных правовых актов прези- дента и Федерального Собрания Российской Федерации: l Основы государственной политики Рос- сийской Федерации в области граждан- ской обороны на период до 2030 г. (утв. Указом Президента РФ от 20 декабря 2016 г. № 696); l постановление Совета Федерации Феде- рального Собрания Российской Федера- ции от 10 февраля 2016 г. "О состоянии защиты населения и территорий от чрез- вычайных ситуаций"; l Основы государственной политики Рос- сийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г. (утвержде- на Указом Президента Российской Феде- рации от 11.01.2018 г. № 12). Реализация программы Остановимся подробнее на тех мероприя- тиях, которые были осуществлены в послед- ние два года в Российской Федерации. Понимание риска бедствий Согласно приоритету 1 (Понимание риска бедствий) МЧС России активизировало работы по формированию национальной системы оценки риска чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации с уче- том подходов, принятых в Ростехнадзоре, Росатоме, Минприроды России, Минтран- се России, Минздраве России, Росгидро- мете. Разработан и успешно функционирует в НЦУКС программный комплекс динами- ческого анализа природных, техногенных и биолого-социальных рисков на террито- рии Российской Федерации (ПК ДАР). В 2017 г. разработан экспериментальный образец автоматизированной информа- ционной системы стратегического прогно- зирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС (АИС "Риск-прогноз"), основанный на новых качественных показателях риска (интег- ральных индексах риска) на базе анализа опасности и угроз, потенциала противодей- ствия и уязвимости. В 2018 г. запланирова- но создание опытного образца АИС "Риск- прогноз". Разработан, утвержден и введен в действие с 1 июня 2017 г. национальный стандарт ГОСТ Р 22.10.02–2016 "Безопасность в чрез- вычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций". Стандарт устанав- ливает количественные значения допусти- мого индивидуального риска ЧС для каждо- го из субъектов Российской Федерации и предназначен для применения при оценке состояния защиты населения субъектов Рос- сийской Федерации от ЧС природного, тех- ногенного и биолого-социального характера с использованием риск-ориентированного подхода и организации деятельности по пла- нированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска ЧС в субъектах Рос- сийской Федерации. Происходит внедрение и развитие сегмен- тов АПК "Безопасный город" в регионах РФ. Концепция построения АПК "Безопасный город" – от безопасного города к безопасно- му региону – полностью соответствует целям Сендайской рамочной программы. Совершенствование организационно-правовых мероприятий Согласно приоритету 2 "Совершенствование организационно-правовых рамок управле- ния риском бедствий" разрабатываются такие документы стратегического планиро- вания, как: l Основы государственной политики Рос- сийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г. (далее – Основы госполитики); l Стратегия развития гражданской оборо- ны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах до 2030 г. Государственная политика России в области защиты населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности и представляет собой совокупность мер, направленных на предупреждение или локализацию чрезвы- чайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение угрозы жизни и здоро- вью граждан от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях и размеров ущер- ба от них. Согласно приоритету 3 "Инвестиции в меры по снижению риска бедствий в целях укреп- ления потенциала противодействия" функ- циональных и территориальных подсистем РСЧС выполняется значительная работа, направленная на предотвращение и сниже- ние потерь от ЧС, в том числе ежегодно осу- ществляется подготовка к пожароопасному сезону и паводковому периоду: l повышение эффективности управления рисками в чрезвычайных ситуациях с уче- том современных угроз природного, тех- ногенного и иного характера; l внедрение риск-ориентированного подхо- да при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрез- вычайных ситуаций природного и техно- генного характера; l реализация Сендайской рамочной про- граммы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг., принятой на III Всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий. Повышение готовности к ЧС Согласно приоритету 4 "Повышение готов- ности к бедствиям для обеспечения эффек- тивного реагирования и внедрение принципа "сделать лучше, чем было" в деятельность по восстановлению, реабилитации и рекон- струкции". МЧС России реализует План строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016–2020 гг., утвержден- ный Указом Президента Российской Феде- рации 22 декабря 2015 г. В рамках выполнения мероприятий плана ведется целенаправленная работа по разви- тию структуры МЧС России с учетом совре- менных социально-экономических условий и рисков, которые направлены на совершен- ствование системы управления, повышение эффективности контрольно-надзорной дея- тельности, улучшение качества подготовки специалистов пожарно-спасательного про- филя и всестороннего обеспечения подраз- делений МЧС России. Кроме того, в РФ накоплен значительный опыт по статистическому учету ЧС и их последствий, а также по оценке состояния защиты населения и территорий от ЧС с помощью индикаторов и показателей. В частности, в настоящее время действует государственная программа Российской Федерации "Защита населения и террито- рий от чрезвычайных ситуаций, обеспече- ние пожарной безопасности и безопасно- сти людей на водных объектах" (далее – Государственная программа), цель которой – минимизация социального, экономиче- ского и экологического ущерба, наносимо- го населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, совершения террори- стических актов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объ- ектах. Целевыми индикаторами и показа- телями Государственной программы, кото- рые коррелируют с глобальными показате- лями выполнения глобальных целевых задач СРП, являются: l экономический ущерб от деструктивных событий; В целом СРП является методическим руко- водством к деятельности международных организаций, национальных правительств, общественных организаций и частных ком- паний по достижению основного результата – сокращения потерь и ущерба в результате бедствий природного и антропогенного характера

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw