Каталог "Системы безопасности"-2018
АНТИТЕРРОР. ДОСМОТРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ 89 МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ-2018" 8 РАЗДЕЛ О течественные разработчики анализи- руют задачи субъектов транспорта в области транспортной безопасности и плотно работают с ними по выработке тре- бований к современным техническим сред- ствам. В результате стали появляться изде- лия, обладающие совершенно новыми каче- ствами и позволяющие более эффективно вести работу подразделениям транспортной безопасности. Ключевые технологические направления Я кратко отмечу несколько направлений в современных разработках: 1. Волоконно-оптические системы защиты и контроля периметров и кабельных коммуни- каций. Благодаря уникальным свойствам специального кабеля из оптического волок- на, позволяющего применять его в роли и чувствительного датчика, и передатчика системной информации, создаются систе- мы, отличающиеся рядом преимуществ: автоматической настройкой, отсутствием ложных сигналов, сроком эксплуатации 20 лет, низким энергопотреблением, авто- номной работой от аккумулятора до трех лет и др. 2. Нелинейные локаторы. Большая серия испытаний позволила создать оборудова- ние, позволяющее дистанционно обнару- живать взрывные устройства под одеждой человека и в ручной клади, а также в бага- же (даже на ленте транспортера). При этом оборудование имеет достаточно хорошую помехозащищенность, что дает возмож- ность отличать мобильные телефоны, ключи, кошельки с монетами и другие предметы от взрывных устройств. Это значительно снижает уровень ложных тре- вог. 3. Использование рамановской спектроско- пии для неразрушающего контроля веществ неизвестной природы с целью диагностики их состава. Действие прибора основано на спектроскопии комбинационного рассеяния, что позволяет распознавать до четырех компонентов и их объемы в смесях сыпучих и жидких веществ. Актуальные проблемы в области обеспечения транспортной безопасности В 2010 г. Федеральная служба безопасно- сти Российской Федерации сформулирова- ла временные требования к техническим средствам обеспечения транспортной без- опасности. В частности, в требованиях позиционировались 12-зонные проходные рамки-металлодетекторы, двухракурсные интроскопы. При большом пассажиропото- ке это обоснованно, так как одномоментно дает оператору больше информации для принятия решения, что позволяет повы- сить эффективность и сократить время досмотра. В постановлении Правительства РФ № 969 подобные требования отсутствуют. В итоге даже однозонные рамки-металлоде- текторы вполне могут получить сертифи- кат для применения их в сфере транспорт- ной безопасности. Таким образом, недоб- росовестные субъекты транспорта смогут ставить дешевое и неэффективное обору- дование. Следующей проблемой я бы назвал отсут- ствие у большинства разработчиков и про- изводителей технических средств реальных заказчиков. То есть, с одной стороны, раз- работчики в меру своего понимания делают изделия, которые потом пытаются вручить транспортникам. С другой стороны, не все субъекты транспорта обладают необходимы- ми знаниями для того, чтобы осуществить оптимальный (а иногда – правильный) выбор технических средств обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время существует всего лишь три нормативных документа, позволяющих субъекту транспорта получить необходи- мые подсказки при выборе технических средств: l ГОСТ Р 55249–2012 "Воздушный транс- порт. Аэропорты. Технические средства досмотра. Общие технические требова- ния"; l ГОСТ Р 57238–2016 "Установки рентгено- телевизионные конвейерного типа (интро- скопы). Общие технические требования"; l методическое пособие "Планирование обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструкту- ры на стадии проектирования и строитель- ства". Этого явно не хватает. Нововведения в нормативно- правовом регулировании 30 июля 2015 г. приказом № 8 91 Феде- рального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстан- дарта) Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в целях повышения эффективности работ по национальной и международной стан- дартизации в транспортном комплексе и в области транспортной безопасности был создан Технический комитет по стандартизации "Безопасность транс- портная". На мой взгляд, пора обратиться к возмож- ностям этого Технического комитета. Поскольку транспортная безопасность является неотъемлемой частью националь- ной безопасности России, то и регулиро- ваться эта область должна национальными стандартами. Учитывая иерархию стандар- тов и сводов правил, предлагаю рассмот- реть вопрос о разработке технического рег- ламента по транспортной безопасности. n Транспортная безопасность: новые технологии, задачи и пути решения О транспортной безопасности сегодня заслуженно много говорят и много пишут. За последние годы нашей страной сделан огромный прорыв в этом направлении как в технической сфере, так и в организационном плане. Рассмотрим вопросы противодействия актам незаконного вмешательства в данной области Поскольку транспортная безопасность является неотъемлемой частью нацио- нальной безопасности России, то и регу- лироваться эта область должна нацио- нальными стандартами. Учитывая иерар- хию стандартов и сводов правил, предла- гаю рассмотреть вопрос о разработке тех- нического регламента по транспортной безопасности. Виктор Болдырев Советник президента ассоциации "Транспортная безопасность" Досмотровая зона пассажиров на Белорусском вокзале, Москва http://metroblog.ru/post/4319/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw