Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2015
Дмитрий Пастухов, начальник отдела развития ЗАО “Айпинэт" Dmitriy Pastukhov, head of development department, IPNET JSC И деальное решение Встроенная эффективная функция – именно так технология виртуального оператора спутниковой связи VNO (Virtual Network Operator) была обо- значена на ежегодном семинаре ком- пании Hughes Network Systems в мае этого года в Москве. При этом выде- ляются три основные функции VNO: 1) разделение полосы транспондерной емкости; 2) разделение оборудования централь- ной земной станции спутниковой связи (хаба); 3) разделение системы управления сетью (Network Management System – NMS). По информации HNO (Hosted Net- work Operator), предлагающих услугу VNO, последняя является идеальным решением для спутникового опера- тора, не имеющего своей центральной земной станции спутниковой связи и (или) необходимого спутникового ресурса, но желающего предоставлять услуги спутниковой связи. Решения от ведущих производителей VSAT позво- ляют виртуальным операторам рабо- тать через один спутниковый хаб изо- лированно друг от друга и управлять своими сегментами сетей через незави- симые системы управления NMS. К ак это было на практике Все началось с аварии космического аппарата “Ямал-201", случившейся 5 июня 2014 г. в 12:50 по московскому времени. Несмотря на все попытки, предпринимаемые специалистами Центра управления полетом и специа- листами РКК “Энергия" (производи- теля спутника), восстановить нормаль- ную работу космического аппарата не удалось. ОАО “Газпром космические системы" задействовало схемы орби- тального резервирования и перевело до 50% загрузки спутника “Ямал-201" на спутник “Ямал-300К", работающий в той же орбитальной позиции (90 град. в.д.). Однако предоставленный резерв ретранслятора не обеспечивал обслу- живания всей территории Российской Федерации, в связи с чем часть терми- налов VSAT, расположенных вне зоны северного луча спутника “Ямал-300К", осталась без связи с московским теле- портом нашей сети. В сложившейся си- туации с учетом постоянного дефицита спутникового ресурса наша компания, являясь одним из крупнейших феде- ральных операторов спутниковой связи, тем не менее вынуждена была прибегнуть к использованию услуги VNO для обеспечения связью террито- рии двух восточных субъектов РФ, не вошедших в зону обслуживания север- ного луча спутника “Ямал-300К". П роблемы и их решение Данная статья не позволяет рассказать читателю о всех практических аспектах использования VNO, поэтому ограни- чимся описанием основных возникших проблем и способах их решения: l Адресация. Естественно, возникло пересечение адресных планов сетей двух операторов. Решено путем ис- пользования отдельного IP-gateway. l Управление. Оператора, предостав- ляющего VNO, пришлось долго убеждать в необходимости создания для нас отдельного домена NMS. l Мониторинг. Также пришлось убеж- дать в необходимости предоставления удаленного доступа к Web-интерфей- сам VSAT, а на начальном этапе – создавать собственную систему мони- торинга по протоколу SNMP. l Биллинг. Весь трафик с удаленного телепорта передавался по наземному каналу в наш ЦУС для обработки ав- томатизированной системой расчетов. l Техподдержка. Вместо одной их стало две. Каскадно. Время обра- ботки заявок клиентов возросло. Плюс человеческий фактор. l Лицензирование. Для каждого VSAT, переключенного на хаб партнеров, пришлось заново проводить лицен- зионно-разрешительную работу. Таковы вкратце результаты нашего первого и, надеюсь, последнего ис- пользования услуги VNO, которая, тем не менее, явилась конструктивным решением, а все проблемы были ус- пешно решены благодаря усилиям наших инженеров и специалистов. АЙПИНЭТ www.zaoipnet.ru 82 ПРАКТИКУМ В иртуальный спутниковый оператор V irtual satellite operator
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw