Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2016
Р азвитию космиче- ских технологий и росту возможно- стей космических средств неизменно сопутствует как повышение эффектив- ности их прикладного использования, так и рост системной сложности соот- ветствующих организационно-эконо- мических решений, обеспечивающих в конечном счете потребительскую цен- ность космических систем для конеч- ных потребителей. Исторически мировая космическая деятельность была связана с созда- нием космических средств и их выве- дением на орбиту. Полезный эффект извлекался в рамках парадигмы экс- плуатации, преимущественно в инте- ресах государств. Однако уже после запуска в 1962 г. Telstar-1 на сцену вышла операторская модель, приво- дящая прикладные космические про- граммы к уже устоявшейся на земле модели взаимодействия поставщиков высокотехнологических услуг с ко- нечными потребителями. Следует отметить, что для космиче- ских приложений модель услуг прин- ципиально отличается от модели по- ставки товаров тем, что космические товары (ракеты-носители, космиче- ские аппараты, комплектующие изде- лия) поставляются на олигопсониче- ском рынке, а услуги доводятся до конечного пользователя рынка гори- зонтального, при этом, как правило, услуги оказываются предприятиями, не относящимися собственно к ра- кетно-космической промышленности, создающей соответствующие косми- ческие средства. Поскольку норма прибыли на разных уровнях це- почки переделов разнится, начиная с 1990-х гг. идет речь о целесообраз- ности для предприятий космической отрасли прямой вертикальной дивер- сификации, то есть создания специ- фических подразделений, филиалов или совместных предприятий для вы- хода на рынок услуг. На практике в настоящее время пионеры данного направления постепенно отходят от подобной бизнес-модели (слишком разнятся компетенции, необходимые для успешной конкуренции на маши- ностроительном рынке спутнико- строения и рынке прикладных услуг), зато предприятия “новой эко- номики", вроде Planet Lab или “Дау- рия Аэроспейс", движимые экономи- ческими представлениями, свой- ственными современной венчурной индустрии, проявляют тенденцию либо к созданию космических средств своими силами (in house), либо к выдаче соответствующего за- каза предприятиям, не относящимся к числу традиционных поставщиков- олигополистов соответствующего сег- мента. Есть, впрочем, и опыт обра- щения новых рыночных игроков к традиционным поставщикам, пример тому – компания низкоорбитального ШПД One Web, анонсировавшая планы заказа 900 малых космических аппаратов у Airbus [3]. 62 УСЛУГИ Б изнес-модели и передельная структура современных космических услуг Business Models and Value Chains as Applied to the Contemporary Satellite Applications The article discusses the classification and practical imple- mentation of the space applications’ business models as well as value chains’ development in the space industry and the adjacent branches. В статье рассматриваются классификация и проблемы практи- ческой реализации бизнес-моделей в сфере прикладной кос- мической деятельности применительно к системе переделов (цепочке ценностей) ракетно-космической и смежных отраслей промышленности. В статье представлены результаты исследо- вания, поддержанного РГНФ (проект № 14-02-00155 а). Ключевые слова: космическая связь, спутниковые службы, рыночные исследования, ракетно- космическая промышленность, система переделов, цепочка ценностей Keywords: satellite communication, satellite services, market research, space industry, value chains Дмитрий Пайсон, директор Исследовательско- аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации, д.э.н., к.т.н. Dmitry Payson, Director of Research and Analysis Center, United Rocket and Space Corporation, D.Sc, Ph.D, УДК 621.396.946; 339.13.017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw