Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2016

С труктура услуг В соответствии с современным клас- сификатором Международного союза электросвязи существует две- надцать видов спутниковых служб связи, три из которых формируют ядро современного спутникового бизнеса: фиксированная (ФСС, FSS), подвижная (ПСС, MSS) и ра- диовещательная (РСС, BSS) спут- никовые службы [6]. В сегодняш- нем спутниковом бизнесе принято дополнительно выделять услуги ши- рокополосного доступа (Broad- band), которые традиционно оказы- ваются системами ФСС; недавно, впрочем, компании-гиганты мира Интернета (Facebook, Google) заго- ворили о широкополосном доступе на базе носимых терминалов. На другом конце спектра распола- гаются системы SCADA (Supervi- sory Control And Data Acquisition, диспетчерское управление и сбор данных), обеспечивающие сбор с помощью спутников статусной ин- формации (включая короткие со- общения) с элементов наземной ин- фраструктуры. Кроме того, веща- тельная служба к настоящему мо- менту разделена на непосредствен- ное теле- и радиовещание. Д истанционное зондирование Земли Следующий сектор космического рынка – дистанционное зондирова- ние Земли. С формальной точки зрения в данном случае мы, скорее, имеем дело не с услугами и продук- тами – данными дистанционного зондирования (ДДЗ), как “сы- рыми", так и прошедшими много- уровневую обработку. На рынке в большом количестве представлены и услуги, основанные на ДДЗ и свя- занные с целевым, тематическим мо- ниторингом либо обработкой дан- ных, разработкой и наполнением геоинформационных систем. К ДЗЗ примыкает космическая гидрометео- рология, которая, однако, на настоя- щий момент является скорее между- народным, чем коммерческим и даже национальным видом деятель- ности, поскольку основной массив статусных и прогнозных метеороло- гических данных интегрируется и распространяется Всемирной метео- рологической организацией; впро- чем, военные ведомства ведущих стран мира предпочитают иметь в своем распоряжении национальные метеосистемы. С путниковая навигация С точки зрения космических рынков достаточно парадоксальна спутнико- вая навигация. В силу бесплатного распространения базового навига- ционного сигнала работающими к на- стоящему моменту глобальными си- стемами GPS и ГЛОНАСС она яв- ляется скорее общественным благом, однако позволяет формировать про- изводные продукты и услуги, а также строя многочисленные назем- ные системы управления и монито- ринга. В мире эксплуатируется более 8 млрд устройств с функцией спут- никовой навигации, объем соответ- ствующего рынка услуг превысит в 2015 г. 65 млрд евро и перешагнет отметку в 100 млрд евро к 2020 г. [8], но эти цифры слабо связаны с собственно космической промышлен- ностью, поскольку все, что в части спутниковой навигации делается в космосе, проходит по части госу- дарственного заказа. Н емного статистики В бюджетных цифрах мировой кос- мический рынок выглядит следую- щим образом. В 2014 г. продолжа- лась тенденция роста. Общий объем продаж вырос с 2013 г. на 9% – с 302,5 до 330,0 млрд долларов [5]. 127,7 млрд из этой суммы составили продажи в сегменте коммерческого оборудования и услуг B2B, включая поставки космических аппаратов, услуг по запуску и наземного обору- дования, как операторского, так и пользовательского. Собственно кос- мические услуги конечным пользова- телям составили в 2014 г. 123,2 млрд долларов. Еще 79,2 млрд – госу- дарственные космические бюджеты, из которых 43 млрд – американский. Основная часть предоставленных космических услуг приходится на не- посредственное телевещание ($95,0 млрд), затем следует спутниковая связь (21,7 млрд), непосредственное радиовещание (4,2 млрд) и наблюде- ние Земли из космоса, ДЗЗ (2,3 млрд). Следует при этом отме- тить, что аналогичные с технической точки зрения услуги, предоставляе- мые государственным органам с кос- мических аппаратов, запущенных за государственный счет (модель ДЗЗ в России, например, или спутниковая связь с аппаратов военного ведомства США), в этот счет не идут, если только государство не закупало дан- ные у коммерческих поставщиков. Ц епочка переделов Одним из основных подходов к ана- лизу космических рынков является подход, основанный на цепочке пере- делов (прибавленной стоимости, value chain). Производство космиче- ских продуктов и услуг представ- ляется в виде сетевой, древовидной или линейной совокупности переде- лов, обеспечивающих создание до- бавленной стоимости [2]. В опубликованном в 2010 г. научно- техническом отчете [4] Департамент бизнес-инноваций и трудового потен- циала правительства Великобрита- нии выделил в составе космической отрасли две крупных составляющих цепочек ценностей – секторы up- stream (получение космических дан- 63 2016 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ Ц епочка переделов в космической промышленности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw