Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2016

66 М одель государственно- частного партнерства Вторая базовая бизнес-модель косми- ческих услуг – это оператор первич- ной услуги неопределенному кругу лиц. В сфере космических услуг сюда попадает вся глобальная спутниковая навигация вне космической промыш- ленности – это, строго говоря, ком- пании типа Google и прочие бесплат- ные интернет-сервисы. В то время, как интернет-гиганты получают боль- шую прибыль при реализации рек- ламной модели бизнеса, в области космической навигации попытка Ев- росоюза изначально строить Galileo в качестве окупающегося бизнеса обер- нулась в конечном счете только поте- рей времени, и создавать Galileo при- шлось за счет средств налогоплатель- щиков – за деньги Евросоюза. После неудачи концессионного проекта Galileo в 2004–2007 гг. этап достиже- ния полной эксплуатационной готов- ности программы Galileo (FOC) пол- ностью финансируется Европейским Союзом, а управление проектом осу- ществляется Европейской комиссией [1]. Тем не менее, модель государст- венно-частного партнерства не счита- ется в Европе безнадежной. Она ус- пешно действует, например, в обла- сти ДЗЗ и военной спутниковой связи. Программа Skynet 5, в рамках которой в декабре 2012 г. был запу- щен четвертый спутник, является примером успешного проекта ГЧП, который был разработан Airbus De- fence and Space в интересах минобо- роны Великобритании. Возможность включить в направле- ниях космической деятельности с не- ясной монетизацией модель госу- дарственно-частного партнерства об- суждается довольно давно. Со ссыл- кой на экспертную группу Откры- того правительства [10] дискутиру- ется, например, вопрос о том, на- сколько помогло бы коммерциализа- ции спутникового ДЗЗ создание аут- сорсингового коммерческого опера- тора, привлекаемого государством по конкурсу с использованием некото- рой разновидности концессионной модели. Следует отметить, что совре- менная конъюнктура не очень благо- приятствует размышлениям о моне- тизации тех или иных услуг в госу- дарственном домене, связано это с необходимостью введения соответ- ствующей строки в бюджеты ве- домств-пользователей. Надо сказать, что в мире сегодня тоже нет отчетливого понимания пер- спектив развития государственно- частного партнерства в космосе. По мнению авторов [1], в Европе осозна- ние синергии между желаниями пра- вительственных (институциональ- ных) потребителей и спросом на ком- мерческом рынке все еще находится на ранней стадии. Например, косми- ческие аппараты Spot 6 и Spot 7 были полностью профинансированы Airbus Defense and Space в отсут- ствие каких бы то ни было обяза- тельств по закупке данных или части мощностей крупными государствен- ными потребителями. Таким обра- зом, устойчивость частной инициа- тивы в Европе не гарантирована, по- скольку европейские государствен- ные пользователи не участвуют в фи- нансировании подобных программ. В торичный рынок Помимо операторского, остальные бизнесы, задействованные в пере- дельных цепочках космических услуг, являются хотя и важными, но не специфически космическими, и далеко не всегда первичные космиче- ские продукты занимают ведущее место в структуре себестоимости со- ответствующих производных продук- тов и услуг. Это обработчики и рас- пространители ДДЗ, системные ин- теграторы и операторы инфокомму- никационных услуг типа диспетчер- ских, а также поставщики про- граммно-аппаратных решений. В этих сегментах принципиально ниже порог входа, при этом “вторич- ники" часто вообще основываются на бесплатных космических данных и возможностях (данные спутниковой навигации, бесплатно доступные изображения среднего разрешения). Представляется, что именно на вто- ричном рынке, варится сегодня тот бульон, который способен сильно из- менить весь ландшафт космических рынков. П одведем итоги При всей неоднозначности современ- ного бизнес-ландшафта в области космических услуг принципиаль- ными остаются два момента – нали- чие на завершающем участке любых цепочек переделов устойчивой плате- жеспособной пользовательской базы, будь то государственные или частные потребители, и правильно организо- ванная, неискаженная обратная связь от требований рынка к планам создания перспективных космиче- ских систем (и дальше – к базовым технологиям полезных нагрузок и спутниковых платформ). Любые биз- нес-планы и стратегии развития должны принимать это во внимание. Л итература 1. Denis G., Pasco X. The Challenge of Future Space Systems and Services in Europe: Industrial Competitiveness Without a Level Playing Field / Gil Denis, Xavier Pasco // New Space vol.3 No.1, 2015, pp. 44–58. 2. Grimard M. Economical Sustain- ability of the Space Value Chain: Role of Government, Industry, and Private Investors /Max Grimard// Toulouse Space Show 2012 : IISL/IAA Space Law and Policy Symposium Session 1a: Towards effective sustainability for outer space activities. – 2012. 3. OneWeb Taps Airbus To Build 900 Internet Smallsats / SpaceNews, 15.06.2015. 4. The Space Economy in the UK: An economic analysis of the sector and the role of policy / BIS Economics Paper No.3 // UK Department for Busi- ness, Innovation and Skills, February 2010. 5. The Space Report 2015: The Autho- rative Guide to Global Space Activity [Текст] / Space Foundation, 2015. – 85 pp. 6. Службы связи спутниковые: фик- сированная, радиовещательная и по- движная. Термины и определения. Стандарт отрасли. ОСТ 45.124-2000 [Электронный ресурс] / М.: ЦНТИ “ИНФОРМСВЯЗЬ", 2001. 7. Косенков И.А., Пайсон Д.Б. Роль государственно-частного партнерства в стратегическом развитии нацио- нальной космической деятельности России /Косенков И.А., Пайсон Д.Б. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 12. С. 2–8. 8. Навигационные системы, техноло- гии и услуги. Выставка Навитех- 2016. [online] Доступ чере: URL: http://www.navitech-expo.ru/com- mon/img/uploaded/docs/2016/rus/ Navitech_presentation_RUS.pdf (дата обращения 7.12.2015). 9. ОАО “Гонец". Информация о компании для акционеров [Элек- тронный ресурс] / Официальный с а й т к о м п а н и и . U R L : http://www.gonets.ru/rus/o-kom- panii/akcioram.html (дата обращения 7.12.2015). 10. Чеберко И. Правительство может лишить Роскосмос контроля за рядом спутников / Чеберко И. // Известия. 2014. 16.09.2014. l

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw