Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2018»

M2M/IoT, по оценкам компании Iridium, существенно выше и со- ставляет до 1,6 млрд подключений [9]. Только на северные территории России (выше 55 с.ш., включая арк- тические регионы) приходится до 8 млн подключений. Следует особо отметить, что спутни- ковый рынок M2M/IoT практиче- ски не пересекается с рынком широ- кополосного спутникового доступа, который сегодня в основном связан с развитием систем на основе геоста- ционарных спутников HTS, а в пер- спективе предполагается примене- ние систем LEO-HTS типа OneWeb, SpaceX и т.п. [10–13] в Ku-, Ka- и V-диапазонах частот. По оценкам компании NSR, объем спутникового рынка M2M/IoT, связанного с упо- мянутыми системами, менее 12%, что, по нашему мнению, является верхней оптимистической границей. Д ействующие компании и системы ПСС с использованием негеостационарных спутников Представленные ниже сведения в основном базируются на результа- тах анализа годовых отчетов пуб- личных компаний Iridium Communi- cations Inc., Globalstar, Inc. и Orb- comm Inc., а также на новостных данных в сети Интернет, аналитиче- ских отчетах и экспертных оценках. I ridium Система Iridium создавалась в на- чале 1990-х гг. Основной целевой функцией было заявлено предостав- ление телефонных каналов в гло- бальном масштабе – персональная связь. Функция M2M является оп- цией для системы. Общий годовой доход компании со- ставляет сегодня $420–430 млн, из них примерно 77% – доходы от услуг (примерно $330 млн). Услуги в сегменте M2M составляют 19–20%, то есть до $66 млн. Следует отметить, что компания была долгое время убыточной (рас- ходы превышали доходы). Но при- мерно с 2012 г. доходы стали пре- вышать расходы. В 2015 г. расходы составили уже 82% от объема дохо- дов, в 2016 г., после того как в фи- нансовой отчетности были исклю- чены потери ценности спутниковой группировки, расходная часть со- ставила всего 59% от общего дохода. Исключение этих расходов обуслов- лено тем, что в 2016 г. все спутники имели срок жизни больше чем их срок активного существования (http://www.tssonline.ru/arti- cles2/sputnik/sistema-personalnoy- sputnikovoy-svyazi-iridium-18-let-na- orbite), заявленный изначально (до девяти лет). Сегмент M2M хотя и имеет относи- тельно невысокий процент в общих доходах компании, но показывает максимальные темпы роста (с 2015 г. по 2016 г. рост 13%). При этом число абонентов увеличилось за год с 359 тыс. до 413 тыс. При этом по- казатель ARPU сохраняется относи- тельно стабильный, до $14–15 в месяц. При подсчете ARPU сле- дует учитывать активность абонен- тов и можно утверждать, что не все из 413 тыс. подписчиков были ак- тивны. Основной доход, примерно 60%, компания получает на рынке США и Канады, и этот показатель мед- ленно, но растет. Примерно с 2010 г. компания при- ступила к разработке обновленного космического сегмента Iridium Next. Суммарно эта задача оценивается в $3 млрд (включая 70 спутников и модернизацию земного сегмента) до 2018 г. Предполагается в 2018 г. на- чать штатную эксплуатацию. Сле- дует отметить, что срок активного существования Iridium Next заявлен 15 лет. Это резко повышает эконо- мическую эффективность системы. Компания возлагает надежды на до- полнительные сервисы Iridium Next (в первую очередь АЗН-В, АИС), которые можно отнести к сервисам M2M, хотя основной доход будут получать операторы этих дополни- тельных сервисов. Предполагается, что дополнительные сервисы увели- чат годовой доход на $76 млн. Ставка делается на создание гло- бальной централизованной системы предоставления сервисов M2M/IoT (например, обработка данных АЗН-В в облаке на территории США), что технически реализуется благодаря наличию межспутнико- вых радиолиний. В 2017 г. компания Iridium за- ключила соглашение с компанией Magnitude Space, продвигающий проект спутникового IoT (см. таб- лицу 1). G lobalstar Система Globalstar создавалась при- мерно в то же время, что и система Iridium. Основной функцией была принята персональная телефонная связь. Затраты на создание системы при- мерно в два раза ниже, чем для си- стемы Iridium, но и зона обслужи- вания не глобальна (ограничена ши- ротой примерно 70 град.). При- мерно с 2010 г. компания присту- пила к обновлению спутниковой группировки. Предполагается, что новые спутники будут работать до 2025 г. Сервис M2M предоставляется под маркой Simplex и Spot. Отличие в том, что в сегменте Spot имеется возможность передавать и прини- мать SMS. Simplex предоставляет абоненту только передачу данных для задач M2M. В сегменте Spot доход от услуг составляет $30–35 млн, а в сегменте Simplex примерно $8–9 млн в год. Значение ARPU $11 и $2,6 в месяц соответственно. Общий доход от всех услуг с учетом телефонии составляет $70–75 млн, а с учетом продаж оборудования до- стигает $90–95 млн в год. Судя по отчетности компании, если учитывать потери ценности спутни- кового сегмента (примерно $19 млн в год), то постоянно фиксируются убытки. A prize Satellite (EVxx) Проект создания спутниковой группировки, состоящей из малень- ких спутников (класс микроспут- ников) на низких орбитах, разви- вался с начала 2000-х гг. Целевая функция системы была определена задачей отслеживания морских судов (система АИС). В системе должно быть минимум 24 спут- ника, но по состоянию на 2017 г. имеется 10 спутников. Спутники разработаны компанией Space- Qvest (США). Масса спутника 13 кг, мощность системы электро- питания 20 Вт. Спутники находятся в собственности разных компаний. Стоимость системы на основе спут- ников Aprize составляет примерно $60 млн (по исходному проекту си- стема из 24 спутников оценивалась в $350 млн). Операторами системы являются не- сколько компаний: SpaceQuest, LatinSat, exactEarth, AprizeSat. Их абонентский сегмент АИС будет по- степенно переводиться на работу в системе Iridium Next после начала ее штатной эксплуатации. Оборудо- вание в качестве дополнительной полезной нагрузки установлено на 65 спутниках Iridium Next (создано компаниями exactEarth и Harris Corporation). Предполагается, что 21 2018 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw