Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2018»

ные с валовой оценкой “вложен- ных” продуктов и услуг, необхо- димо что-то делать с прямым двой- ным счетом, когда одна и та же про- дуктовая единица считается как в составе затрат на приобретение, так и в составе выручки за поставку. В модели SIA специально указы- ваются процентные доли поставок космических аппаратов и пусковых услуг в интересах государственных и частных потребителей (в обоих случаях на государства мира при- шлось в 2016 г. около 70% соответ- ствующих сегментов), то есть со стороны выручки валовой счет более или менее корректен. Про- блемы начинаются, когда мы пыта- емся получить “общий объем миро- вого рынка”, добавляя к этим ве- личинам объемы соответствующих космических бюджетов стран мира. В идеале объем поставок для госсек- тора, посчитанный со стороны про- мышленности, должен вычитаться из соответствующего объема затрат государственных бюджетов, однако при счете выручки по контрактам, приведенным к годам запуска, а гос- бюджета – по величинам соответ- ствующих статей госрасходов (как считают сегодня авторы обеих рас- сматриваемых моделей, и SIA, и TSR), вычитать пришлось бы суммы, оплаченные в рамках гос- бюджетов предшествующих лет, что в конечном итоге привело бы к рав- новесию на долгом горизонте, но при счете ежегодных объемов при- водит к понятным “нестыковкам”. Представляется, что в случае рас- чета “большой цифры”, учитываю- щей услуговые переделы, с описан- ными нестыковками проще условно смириться, поскольку продуктовые поставки по объему могут быть от- несены к погрешности общего счета (составляя единицы процентов). Если же речь идет о более детали- зированном анализе именно по кос- мическим аппаратам и пусковым услугам, целесообразно декомпози- ровать как выручку, так и бюджет- ную составляющую с тем, чтобы по максимуму исключить двойной счет, благо космические запуски и по- ставки космических аппаратов суть мероприятия дискретные. К оммерция по-русски Отдельный вопрос – что считать коммерческим запуском в интересах соответствующей статистики? Для российских операторов пусковых услуг ответ очевиден – это любой запуск, оплаченный за счет внебюд- жетных средств. Россияне одно- значно имеют в данном случае в виду российский бюджет, а как быть с программами типа Sentinel или Galileo, когда государственный спутник Европейского космического агентства запускается российским носителем? Для нас – однозначно “внебюджет”, так и считаем этот за- пуск в мировой статистике. Для мира – зависит от точки зрения, по- скольку средства, вообще говоря, за- действованы бюджетные. Это кон- кретное расхождение необходимо иметь в виду при анализе различных долей рынка, поскольку зарубежные статистические оценки в данном слу- чае могут отличаться от российских довольно существенно даже при штучном просчете годовой пусковой программы в 70–80 запусков. Ч то делать? Для экономической науки и прак- тики проблемы двойного счета не новы. Методически правильным подходом в экономике считается расчет объемов рынка по добавлен- ным стоимостям, а не по валовым платежам, не принимающим в рас- чет внутренние трансферы в преде- лах рассматриваемой подотрасли. Это, однако, сделать достаточно сложно, и существует целый ряд приемов и требований при расчете агрегатов типа ВВП. Построение альтернативных моделей космиче- ского рынка, в том числе – основан- ных на добавленной стоимости, могло бы стать весьма актуальной темой научного исследования. В конечном итоге вывод следую- щий. Любые консолидированные оценки объема космического рынка целесообразно разбивать на минимальные компоненты по пере- делам, бюджетной принадлежно- сти и тематической принадлежно- сти (связь, ДЗЗ, навигация), внутри которых исключен двойной счет и внутренние противоречия. Любая последующая интеграция минимальных компонентов в те или иные комплексы должна со- провождаться методическими ого- ворками о валовом (в случае мно- гопередельной суммы) или оценоч- ном (в случае суммирования “рас- ходов” и “выручки”) характере со- ответствующих интегральных оце- нок. Л итература 1. Пайсон Д.Б. Бизнес-модели и пе- редельная структура современных космических услуг // Технологии и средства связи. Специальный вы- пуск “Спутниковая связь и веща- ние-2016”. – № 6. – 2015. С. 62–66. 2. 2017 State of the Satellite Industry Report/Satellite Industry Associa- tion. [online] Доступ через: h t t p : / / w w w . s i a . o r g / w p - content/uploads/2017/07/SIA- SSIR-2017.pdf. 3. The Space Report 2017: The Aut- horitative Guide to Global Space Ac- tivity. The Space Foundation. – 2017. P. 66. 4. Пайсон Д.Б. Матричное модели- рование взаимодействия участников цепочек создания ценности в задачах управления структурными преобра- зованиями ракетно-космической про- мышленности // Проблемы управ- ления. – № 6. – 2016. С. 26–34. 5. Анпилогов В., Тырин П., Эйдус А. Характерные особенности разви- тия спутниковой связи и вещания // Технологии и средства связи. Специальный выпуск “Спутниковая связь и вещание-2015”. – № 6 (2). – 2014. С. 36–40. 6. Крылов А. Основные спутнико- вые сервисы и тенденции их разви- тия в XXI веке // Технологии и средства связи. Специальный вы- пуск “Спутниковая связь и вещание- 2015”. – № 6 (2). – 2014. С. 68–73. 7. Крылов А. Анализ рынка спут- никовой индустрии // Технологии и средства связи. Специальный выпуск “Спутниковая связь и ве- щание-2015”. – № 6 – 2016. С. 50–63. l 86 М ировой космический рынок (оценка The Space Report 2017 [3]) Рис. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw