Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2019»

гации. Здесь у нас было некоторое затишье. Калью Кукк – Таких наших российских про- ектов, к сожалению, совсем не- много. Могут ли они войти в “Сферу” или нет, время покажет. Общее пожелание таково: все на- циональные космические проекты должны быть в большей или меньшей степени взаимоувязаны. Необходимо максимально соблю- дать обратную совместимость, ко- нечно, не в ущерб прогрессу. Борис Локшин – В последних по времени материа- лах ГК “Роскосмос” перечислены следующие системообразующие про- екты: система ГЛОНАСС, система спутниковой связи “Экспресс-РВ”, глобальная система “Марафон М2М/ IoT”, система ретрансляции “Луч”, система персональной спут- никовой связи “Гонец”, системы дистанционного зондирования Земли. Олег Тимошенко – Попытка смешать в “одном котле” большое количество раз- личных проектов может привести к неадекватной оценке рентабель- ности и связанных рисков каждой из преследуемых задач. Анализ должен делаться для конкретных целевых рынков проекта, а потом можно попытаться найти синер- гию при использовании единой группировки универсальных спут- ников. – Даст ли новое качество ком- плексная взаимоувязка действую- щих систем и проектов в области спутниковой связи, ДЗЗ и навига- ции? Андрей Гриценко – Безусловно. В этом вся сила. Многофункциональная система практически всегда проиграет (в одном сегменте) узкоспециали- зированным. Но комплексный взаимоувязанный подход и интег- рация разных узкоспециализиро- ванных систем в одну может дать не просто суммарный, а сверхсум- марный эффект. И это очень важно. Калью Кукк – Объединение в одном космиче- ском аппарате технических средств связи, ДЗЗ и навигации уже будет дешевле, чем стои- мость трех КА для каждого из функциональных направлений. У всех этих трех направлений есть общие потребности, например синхронизация. То же самое можно сказать и для наземных пунктов приема информации. То есть на поставленный вопрос можно ответить положительно. Борис Локшин – Сами по себе системы спутни- ковой связи, ДЗЗ и навигации значительно различаются по со- ставу группировки, орбитальному построению, диапазонам частот, используемым сигналам и другим показателям, поэтому совмещение нескольких функций в одной группировке едва ли возможно и целесообразно. Если же под “комплексной взаимоувязкой” иметь в виду разработку единых стандартов создания и эксплуата- ции космической техники, орга- низацию унифицированного при- борного производства, переход к серийному выпуску космических аппаратов, о чем говорилось выше, то такая интеграция систем различного назначения может дать значительный эффект в со- кращении сроков разработки, снижении стоимости и повыше- нии надежности эксплуатации из- делий ракетно-космической тех- ники. Олег Тимошенко – Услуги спутниковой связи и спутниковой навигации часто ис- пользуются совместно, например в мобильных терминалах. Услуги на- вигации также необходимы и при использовании данных ДЗЗ. Будут ли эти сервисы обеспечиваться одной группировкой или разными системами – это не принципи- ально. Намного важнее обеспечить максимальный спрос на каждую из этих услуг и окупаемость каждого проекта. Например, если клиент по определенным причинам предпочи- тает использовать GPS, это не должно ограничивать возможность использования услуг связи или ДЗЗ группировки “Эфир”. – Можете ли вы дать краткое об- основание необходимости создания низкоорбитальной системы “Эфир”, ваши прогнозы ее ком- мерциализации? Александр Эйдус – Такого обоснования нет, по- скольку этот проект в основе своей некорректен. Рассуждать можно много, но нет конкретного ответа: что используется в качестве або- нентского терминала и по какой цене? Наши исследования показы- вают, что все подобные проекты ШПД – это мыльные пузыри именно по причине отсутствия адек- ватных решений для абонентских терминалов. Андрей Гриценко – Во-первых, основные характери- стики системы “Эфир” разработ- чиком (АО РКС) представляются достаточно туманно. Их абсолютно недостаточно, чтобы обсуждать перспективность этого проекта. Во-вторых, даже те параметры, ко- торые афишируются, все время ме- няются. В третьих, по тому, что озвучивается разработчиками, в проекте нет оригинальных идей и решений. Просто нарезали плос- кости, в каждой разместили спут- ники. На каждый спутник наве- сили массу полезной нагрузки: по- движная связь S-диапазона, аппа- ратура высокоскоростной связи, аппаратура ДЗЗ. Все завязали межспутниковыми линиями. Это монстр. И он однозначно про- играет узкоспециализированным системам, например, Iridium или модернизированному “Гонцу” в части голосовой связи, “Экс- пресс-РВ” или “Скифу” в части высокоскоростной связи, “Авроре” в части M2M/IoT. Вывод: в том виде, в котором этот проект афи- шируется сейчас, говорить о его целесообразности не приходится, реальная коммерциализация невоз- можна, ключевые решения должны быть пересмотрены. Калью Кукк – С разработки “Эфира” (ГМИСС) в АО “Российские космические си- стемы” все и началась. Система включала 288 низкоорбитальных спутников и предназначалась в ос- новном для предоставления услуг 25 2019 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw