Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2019»

никовым каналам связи пока не по- лучила широкого распространения. В то же время ставший реальностью сегодня эксперимент по опытной эксплуатации на автодорогах об- щего пользования автономных (вы- сокоавтоматизированных) транс- портных средств (постановление Правительства РФ от 26.11.2018 г. № 1415) завтра неизбежно поставит вопрос: как это будет работать на просторах нашей Родины, если на сегодня даже трассы федерального значения имеют белые пятна покры- тия сотовой связью? Оставшаяся без связи “скорая” (а это бывает даже в небольших деревнях Мос- ковской области) может не успеть спасти жизнь и здоровье человека. И таких примеров жизненной не- обходимости постоянной устойчи- вой связи различных оперативных служб и обычных граждан можно привести огромное количество. Перспективы коммерциализации на начальном этапе невысоки... С дру- гой стороны, начав активное внед- рение технологий с поддерживае- мых государством пилотных зон, можно показать их востребован- ность, отработать необходимые про- цедуры, научиться создавать не только высокотехнологичные косми- ческие аппараты, но и недорогие абонентские терминалы для массо- вого производства. Нельзя ни до- гнать, ни обогнать кого бы то ни было на беговой дорожке, если си- дишь на трибуне. – По вашему мнению, нужна ли России система “Экспресс-РВ” для обслуживания всей видимой ее территории или необходимо ограничиться северными регионами и Арктикой? Александр Эйдус – Эта система нужна как перспек- тивная система для создания теле- коммуникационной инфраструк- туры в еще неосвоенных регионах России для привлечения инвесто- ров при освоении арктических ре- гионов. Это инфраструктурный го- сударственный проект. Следует рассматривать систему “Экспресс - РВ” как первый этап. Нужно в перспективе планировать две по- добные спутниковые группировки (западную и восточную) для пол- ного обслуживания северных ре- гионов России. Андрей Гриценко – Главный “конек” системы “Экс- пресс-РВ” – это возможность гаран- тированного обслуживания ограни- ченной группировкой (от 3 до 4) спутников большей части террито- рии России на углах места выше 60 град. Работа на таких углах – это надежные высокоскоростные ка- налы для подвижных абонентов (реже возникает перекрытие на- правления) и относительно простые абонентские станции (угол сканиро- вания луча достаточно мал). Из из- вестных проектов только SpaceX обеспечивает такие углы места на территории России, но для этого нужно развернуть эшелоны № 3, 4 и 5 орбитальной группировки. А это 400+450+375=1225 спутников. По- чувствуйте разницу. Поэтому си- стема “Экспресс-РВ” является важ- ной составляющей, не имеющей пока аналогов как для организации высокоскоростных каналов на боль- шей части территории России, так и в зоне Арктики. Хорошо бы реали- зовать динамическое перераспреде- ление ресурсов и ориентироваться по ситуации при эксплуатации. Калью Кукк – О связи в Арктике. Этот вопрос обсуждается не первый десяток лет. В 1989 г. министерствами про- мышленности, средств связи и об- щего машиностроения СССР была предложена спутниковая система “Марафон”. Космический сегмент включал в себя три-пять геоста- ционарных спутников “Аркос” и орбитальную группировку из че- тырех высокоэллиптических ИСЗ “Маяк”. Основным исполнителем по спутникам в целом и спутнико- вой платформе было определено красноярское ПО “Прикладная механика”, по наземной части – Московский научно-исследова- тельский радиотехнический инсти- тут. Высокоэллиптическая группи- ровка в первую очередь предна- значалась для покрытия Арктиче- ского региона и как дополнитель- ная составляющая к системе “Ин- марсат”. Для согласования этого вопроса с организацией Inmarsat генеральный директор НПО ПМ Михаил Федорович Решетнев и автор этих строк вылетели в Лон- дон на встречу с президентом In- marsat. Олоф Лундберг полностью одобрил предложенный проект, и мы договорились о последующем согласовании протоколов и дета- лей взаимодействия. На полном серьезе рассматривался вопрос о трансполярных авиамаршрутах. Поскольку бюджет 1990 г. был уже сверстан, то вопрос о выделении финансирования проекта “Мара- фон” (порядка 200 млн руб.) был перенесен на 1991 г. В связи с раз- валом Советского Союза проект был заморожен и забыт. С тех пор проблема связи в Арктике в лучшую сторону не изменилась. С учетом будущего развития Аркти- ческого региона есть только два пути: развертывание высокоэллип- тической группировки спутников и прокладка ВОЛС. Сегодня, но уже на более совершен- ном техническом и технологическом витке спирали, пробивает дорогу про- ект “Экспресс-РВ”, рассматриваемый как передовая часть системы “Скиф”. Сейчас мнение руководства страны склоняется к принятию правильного решения. Хотелось бы надеяться, что финансовые проблемы не явятся тор- мозом реализации проекта. 27 2019 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw