Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2020»

М ировая идеоло- гия развития информацион- ных технологий базируется на все- объемлющем переходе к цифровым методам формирования разнообраз- ных сервисов, в том числе при ис- пользовании услуг космических ин- формационных систем, к которым относятся спутниковая связь и ве- щание, спутниковая навигация и спутниковое дистанционное зон- дирование земли (ДЗЗ). Все страны мира, обладающие кос- мическими технологиями, стре- мятся создавать космические ин- формационные системы, которые будут работать на перспективу. Особенно в этой области выде- ляются США, стремящиеся сегодня сформировать свою мировую гло- бально централизованную космиче- скую инфраструктуру. По сути, в настоящее время США формируют идеологию в области космической деятельности, аналогичную идеоло- гии “Звездных войн” 1980-х гг. [1]. На новом витке “Звездных войн” ставится задача максимально ис- пользовать задел, создаваемый в рамках гражданских многоспутни- ковых систем связи и ДЗЗ [2, 3]. Анализ публикаций последних лет наглядно показывает, что космиче- ская индустрия в области информа- ционных технологий развивается не только в коммерческих и граж- данских направлениях, в значи- тельной степени эти технологии адаптируются для решения инфра- структурных задач в области без- опасности. Развитие российской космической индустрии базируется на мероприя- тиях (системах), включенных в Фе- деральную космическую программу до 2025 г. [4]. В ФКП направление космических информационных тех- нологий не является приоритетным, что в ряде публикаций отмечено как ее принципиальный недостаток [5]. Ведь это направление космической деятельности развивается наиболее активно на мировом рынке и имеет явно выраженную коммерческую составляющую, особенно в области спутниковой связи и вещания. По данным Euroconsult, консолидиро- ванные доходы от коммерческой деятельности на космическом рынке в 2018 г. составили $298 млрд, из них доходы от космических серви- сов (downstream) – $290 млрд (97%), а доходы от создания КА, наземной инфраструктуры и пусков (upstream) – $8 млрд (3%). Программа “Сфера” призвана при- дать новый импульс развитию рос- сийской космической индустрии. Программа задумывалась как ответ на глобальные вызовы, требующие прорывного научно-технологиче- ского и социально-экономического развития Российской Федерации. Несоответствие существующих в космической отрасли России техно- логий, темпов и уровня развития услуг связи, спутниковой навига- ции и ДЗЗ отмечалось и в эксперт- ном сообществе [6]. Кроме того, решить задачи цифровой транс- формации экономики Российской Федерации, которые были изло- жены в Указе Президента Россий- ской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, на всей территории России без использования космиче- ских информационных систем не- возможно. Президентом Россий- ской Федерации в конце 2018 г. была поддержана инициатива гос- корпорации “Роскосмос” по фор- мированию и реализации про- граммы “Сфера”. Стратегической целью программы “Сфера” является создание взаи- моувязанной космической инфор- мационной инфраструктуры с уче- том развития действующих и соз- дания новых спутниковых систем связи и вещания, ДЗЗ и навигации в интересах всех отраслей эконо- мики России в условиях их цифро- вой трансформации. Программа позволит расширить участие нашей страны на международных 26 ТЕНДЕНЦИИ Ц ели и задачи программы "Сфера" Goals and objectives of the Sphere program В статье представлены цели и основные направления комплексного развития космических информационных технологий программы “Сфера”. Программа охватывает задачи спутниковой связи и вещания, дистанционного зондирования Земли и спутниковой навигации Юрий Урличич Первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Госкорпорации “Роскосмос” Сергей Прохоров Директор департамента перспективных программ и проекта СФЕРА Госкорпорации “Роскосмос”

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw