Специальный выпуск. Каталог «Спутниковая связь и вещание 2020»

С истема спутнико- вой связи “Экс- пресс-РВ”, разра- батываемая ФГУП “Космическая связь” c использованием космиче- ских аппаратов на ВЭО, будет соз- дана к 2025 г. и позволит решить проблемы со связью в северных, в том числе арктических, районах России. В 2023 г. планируется запу- стить четыре новых спутника “Экс- пресс-РВ” [1, 2]. Система призвана решать задачи обеспечения подвижной связи на всей территории России, организа- ции сетей ШПД на подвижных плат- формах (самолеты, суда, железнодо- рожный транспорт, автомобили), предоставления услуг фиксирован- ной связи в Арктической зоне, где не работают геостационарные сети [3]. В [3, 4] приведены некоторые пара- метры абонентских терминалов (АТ): l диаметр антенны 0,7–0,8 м; l выходная мощность передатчика около 2 Вт (с учетом запаса на за- тухание в дожде); l скоростей передачи до нескольких десятков Мбит/с. Большинство экспертов сходится во мнении, что основным вопросом при создании новой ССС “Экспресс-РВ” будет создание базы абонентских тер- миналов. В [3] делается вывод о том, что необходимо подождать, пока за- рубежные разработчики и производи- тели не разработают и не запустят в серию антенны ФАР с электронным сканированием, с низкой стоимостью, “в ближайшие два-три года, когда выйдут на стадию реализации какие- то из заявленных низкоорбитальных систем”. “Это дает основания пола- гать, что к ожидаемому моменту за- пуска КА “Экспресс-РВ” (2022– 2023 гг.) появится возможность при- обретения недорогих антенн с элек- тронным сканированием”. [3] В связи с этим возникает ряд во- просов: 1. Если разработанные зарубеж- ными компаниями антенны не по- дойдут по своим параметрам для терминалов “Экспресс-РВ” (частот- ный диапазон, температурный диа- пазон и т.д.)? 2. Если разработанные зарубеж- ными компаниями антенны не смо- гут поставляться на российский рынок по различным причинам? (Отметим, что разработку указанной в [3] специализированной СБИС ведут крупные американские компа- нии, в том числе работающие на во- енную промышленность США.) На наш взгляд, необходимо созда- вать систему, опираясь на россий- ских разработчиков и изготовите- лей, тем более что у ряда компаний уже имеется достаточный опыт раз- работки и производства земных станций для работы в НГСС. Как в любой другой ССС, в системе “Экспресс-РВ” должны быть пред- ставлены все виды услуг для всех видов потребителей и, соответственно, должно быть обеспечено все разнооб- разие абонентских терминалов: l фиксированные ЗС; l быстроразворачиваемые мотори- зованные Flyaway; l работающие на остановках/сто- янках, типа SNG; l работающие в движении, типа SOTM. ООО “Технологии Радиосвязи” на се- годняшний день имеет в своей номен- клатуре все перечисленные виды стан- ций. С 2010 г. разработано и изготов- лено более 30 комплексов различного диапазона частот и различных диамет- ров антенн для комплексов спутнико- вой связи, обеспечивающих работу через КА на ВЭО и НКО. Разработанные модели антенн пред- ставлены в табл. 1. Реализованные типы станций спут- никовой связи ООО “Технологии Радиосвязи” для работы в НГСС приведены на рис. 1. О собенности работы терминалов в НГСС Особенностью применяемых в ЗС для работы с КА на ВЭО антенных систем является: l двухосное ОПУ; l перемещение по азимуту +/-270 град.; l перемещение по углу места 0…180 град. 34 ОБОРУДОВАНИЕ Г отовые решения для наземного сегмента ССС "Экспресс-РВ" Ready solutions for the ground segment of the satellite communication system “Express-RV” В последние несколько лет большое внимание уделяется новым проектам с космическими аппаратами (КА) на высоко- эллиптической орбите (ВЭО) и низких круговых орбитах (НКО), то есть негеостационарным спутниковым системам (НГСС) Владимир Бобков Генеральный директор ООО “Технологии Радиосвязи”, к.т.н. Николай Званцугов Технический директор ООО “Технологии Радиосвязи”, к.т.н.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw