Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2021
5–7 лет. За последние пять лет в стартапы космической индустрии было инвестировано примерно $16,6 млрд [1] (рис. 1). В основном это инвестиции в проекты США, ко- торые с 2017 г. увеличились в 2019 г. с 77 до 84,2% от общего их объема [1]. Ситуация 2020 г. пока неясна, но спутниковая связь – один из сег- ментов космической индустрии, ко- торый имеет прямую, как считается, очевидную для инвесторов, коммер- ческую составляющую. Значитель- ная часть этих инвестиций сопря- жена с проектами спутникового ши- рокополосного доступа. На рис. 2 представлена оценка инвестиций в наиболее активно рекламируемые проекты спутникового ШПД. Проекты широко обсуждаются в российских и зарубежных сред- ствах массовой информации, а также на просторах социальных сетей. Особое внимание акценти- ровано сегодня на системах OneWeb, Starlink, поскольку ин- вестиции в эти проекты исчис- ляются миллиардами и уже идет процесс развертывания их мега- многоспутниковых группировок. Еще более впечатляющим выгля- дит проект Kuiper (Amazon). Соот- ветственно, для стороннего наблю- дателя, не посвященного глубоко в существо вопроса, заявление о банкротстве OneWeb в марте 2020 г. было неожиданностью и широко комментировалось в СМИ. Хотя примерно за год до этого без особого шума был прекращен по- добный проект под названием LeoSat. В мае 2020 г. стало из- вестно о предстоящем банкротстве гиганта спутниковой индустрии компании Intelsat (по оценкам The Wall Street Journal, задолжен- ность $14,5 млрд). Да и проект Telesat LEO никак не сдвинется с мертвой точки. Следует отметить, что и менее масштабные спутнико- вые стартапы и компании, которые включены в кооперацию мега- проектов, в 2019–2020 гг. оказа- лись финансово несостоятельными или испытывают проблемы. И стория развития спутникового ШПД Один из аспектов, на который в пер- вую очередь направлены инвестиции, внимание прессы и аналитиков, – это запуски спутников. Но спутниковая группировка – это еще не система. В конечном итоге требуется создать абонентский сегмент, который дол- жен быть удобен и коммерчески вы- годен потребителям ресурсов косми- ческого сегмента. Казалось бы, оче- видно, что коммерческая составляю- щая космической системы формиру- ется на Земле. Здесь целесообразно вспомнить известную с XIV века крылатую присказку, что все новое – хорошо забытое старое. Это в полной мере относится к идеям и техноло- гиям спутникового ШПД, в том числе типа LEO-HTS. Эти технологии на- чали активно разрабатываться еще в 1980–1990-х гг. Не будем вдаваться в подробности каждой из систем ШПД, которые были заявлены в 1990-х гг.; в табл. 1 перечислены си- стемы Ka- и Q-/V-диапазонов, кото- рые имели финансовую поддержку. Можно вспомнить и о российских проектах ШПД 1990-х. Это проект “Зеркало” (многолучевые спутники на ГСО в Ku-диапазоне), проект “Зеркало КС” (многолучевый спут- ник MSS на ГСО) и ряд других. Но благие намерения проектантов не получили финансовой поддержки государства и были отправлены на свалку истории. Эта участь по- стигла все проекты спутникового ШПД 1990-х гг., и российские, и за- рубежные. Трудно себе представить, но в 1990-х гг. Интернет в России только начал формироваться, и се- годня даже проблематично найти подробности или хотя бы упомина- ние о многих проектах того вре- мени, отмеченных в табл. 1 [2]. Первый всплеск интереса к много- спутниковым проектам ШПД завер- шился примерно в начале 2000-х гг. после банкротств многих компаний, которые продвигали проекты на ос- нове низкоорбитальных спутников связи. Но что остановило развитие про- ектов многоспутниковых систем ШПД? Еще в 1999 г. на эти си- стемы маркетологи возлагали осо- бые надежды [3]. Но уже в начале 2000-х гг. эти надежды оказались несостоятельными. В аналитических исследованиях это объясняют нераз- витостью рынка ШПД, высокой стоимостью создания спутниковой группировки, но, кроме того, осто- рожно намекают на отсутствие ска- нирующих антенн абонентских тер- миналов, приемлемых по цене и удобству эксплуатации [4]. И стория развития многоспутниковых систем ПСС Следует отметить, что параллельно с системами спутникового ШПД в 1990-х гг. было заявлено множество проектов систем подвижной спутни- ковой службы (ПСС) в L- и S-диа- пазонах [5–8]. Еще раз напомним, что в середине 1990-х гг. сотовые сети только начинали свой разбег: число элитарных абонентов в Рос- сии на тот момент не превышало не- скольких тысяч. Судя по маркетин- говым исследованиям 1990-х гг., число абонентов этих систем про- гнозировалось 10 млн уже в 2003 г. 31 2021 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ И нвестиции в стартапы космической индустрии [1] Рис. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw