Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2021

LEO/MEO/HEO-HTS и представ- лен анализ технических решений сканирующих решеток, известных по состоянию на 2019 г. (Kymeta, Alcan, Satfi, Gilat, Isotropic, Phasor, hiSky, SatCube). Результаты ана- лиза показали, что планы создания отечественных систем ШПД на ос- нове негеостационарных спутнико- вых группировок типа LEO/MEO– HTS в Ku-, Ka-, Q-/V-диапазонах представляются весьма рискован- ными, даже при ориентации на при- менение импортных комплектую- щих для абонентских терминалов. В 2020 г. осторожные сомнения по поводу возможности достижения цены $100–300 для абонентского терминала, в частности для системы Starlink, стали публиковаться и в за- рубежных аналитических изданиях [18]. В маркетинговых исследова- ниях также уже нет былого опти- мизма. Так, в [19] прогнозируется, что даже к 2030 г. антенные решетки для LEO/MEO-HTS будут стоить $3,4—3,8 тыс., но при низкой спек- тральной эффективности предостав- ляемых каналов ШПД (на порядок хуже, чем в сотовых сетях 4G). Кроме того, в [19] отмечено, что за 2019 г. по всему миру было продано всего 8 тыс. антенных решеток для систем связи, и 50% из них – для сегмента авиации. В конце 2020 г. компания Space X для продвижения своего многоспутникового проекта ШПД Starlink объявила о начале те- стирования спутникового ШПД. При этом официально заявлено о стоимости абонентского терминала для фиксированного применения $499 (без учета доставки и инстал- ляции) и неограниченном доступе в Интернет на скорости до 160/25 Мбит/с, но с оговорками, что только в полосе широт 43–53 N и с перерывами связи. Однако практи- чески сразу появились и энтузиа- сты, которые захотели посмотреть, что внутри абонентского терминала и как устроена его антенная ре- шетка. Наиболее яркое впечатление можно получить из видеоролика https://www.youtube.com/watch?v =iOmdQnIlnRo. Для человека, кото- рый хоть немного связан с тематикой антенн, очевидно, что такая антенная решетка не может стоить $499. Экс- пертные оценки ее себестоимости нахо- дятся в пределах $3 тыс. – $12 тыс., в зависимости от оптимизма экс- перта. То есть сегодня Маск дотирует продажу абонентского терминала ми- нимум в $2,5 тыс., и нужно не менее $2,5 млрд, чтобы продать 1 млн за- явленных терминалов на территории США. П редвестники проблем и история банкротств Первые сообщения о проблемах коммерциализации негеостационар- ных спутниковых систем ШПД на примере действующей системы от- носятся примерно к 2016–2017 гг. В частности, проявилась проблема коммерческой неэффективности си- стемы O3b. Компанию O3b спасла от банкротства покупка 100% акций основным акционером – компанией SES. Финансовая отчетность о си- стеме O3b в годовых отчетах SES не публикуется c 2016 г. Кроме того, разработка ряда проектов была пре- кращена (среднеорбитальной си- стемы Yalliny [20]) или приостанов- лена, в том числе проекты компаний Boeing [21] и Samsung [22]. Общий экскурс в историю банкрот- ства спутниковых систем связи и компаний приведен в табл. 3, кото- рая содержит краткие сведения о системе и ее целевом назначении. В табл. 3 не представлены проекты систем спутникового радио, которые прошли этап банкротств и практиче- ски стали уже историей. Сегодня, после этапа банкротства и объедине- ния систем, действует только одна система Sirius XM, обслуживая тер- риторию США и Канады [23]. Не рассматривается и недавнее заявле- ние о банкротстве глобального опе- ратора Intelsat, поскольку это от- дельная тема анализа. Краткие итоговые сведения о бан- кротстве компаний приведены в табл. 4. О чевидное иногда не всем очевидно Казалось бы, что анализ ситуации с низкоорбитальными спутниковыми системами ШПД и ПСС со всей очевидностью показывает, что эф- фективность и коммерческая успеш- ность спутниковой системы об- условлена не только построением спутниковой группировки. В значи- тельной степени она зависит от тех- нологий, которые применяются для реализации абонентского сегмента. Соответственно, успешность про- екта зависит от цены абонентского терминала и удобства его эксплуа- тации, в том числе для подвижных пользователей. При этом без цено- вого паритета с услугами, предо- ставляемыми в наземных сетях, до- стичь коммерческой эффективности любой спутниковой системы связи невозможно. Но предложения по созданию мно- госпутниковых орбитальных груп- пировок систем спутникового ШПД продолжают генерироваться и в мире, и в России. Несомненно, что сегодня лидер в этом про- цессе – компания SpaceX, которая регулярно изменяет свои FCC-за- явки в части реализации космиче- ского сегмента (изменяется число спутников и орбиты). Но группо- вые запуски спутников происходят регулярно, и к концу 2020 г. на ор- битах находится более 900 спутни- ков Starlink. SpaceX заявляет, что на первом этапе целевым рынком для системы Starlink была территория США (за- явлено примерно 25 центральных станций сопряжения) и частично Канады. Но в 2021 г. планируется выход и на рынки Европы (Герма- ния и Франция). В ноябре 2020 г. компания SpaceX опубликовала сведения, что цена подписки на услугу будет состав- лять $99 в месяц при единовремен- ном платеже за абонентское устрой- ство $499 (без учета доставки и ин- сталляции). Хотя достоверных сведений о тех- нических параметрах абонентских терминалов нет, но очевидно, что услуга может быть предоставлена 35 2021 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ Система Заявление о банкротстве Затраты на момент банкротства, млн $ Продажа при банкротстве, млн $ Основной инвестор системы до банкротства Iridium 08.1999 5000+ 25 Motorola Orbcomm 09.2000 800 16 Orbital Sciences, Teleglobe Globalstar 02.2002 4300 43 Loral, Qualcomm OneWeb 03.2020 3400 250 Softbank Таблица 4 И тоговые результаты процедур банкротства

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw