Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2021

– Уже года два, а то и три, в Ин- тернете появляются различные сведения о программе “Сфера”, причем то эту программу назы- вают системой, то проектом, то программой. Так все же это про- грамма или некий проект интегри- рованной космической системы? – Официальное название подпро- граммы “Сфера” – “Комплексное развитие космических информацион- ных технологий на 2021–2030 годы”. Программа не предусматривает соз- дание какой-то единой интегриро- ванной спутниковой группировки, поскольку у нас несколько заказчи- ков в лице операторов, которые соз- дают самостоятельные группировки на принципах смешанного финанси- рования. Одной из целей является скоординированное создание пер- спективных и модернизируемых спутниковых систем связи, ДЗЗ и навигации для достижения синер- гетического эффекта при предостав- лении услуг и сервисов в условиях ограниченного финансирования. – Но в чем идея программы “Сфера”, если существует феде- ральная космическая программа? И там, и там есть проекты космиче- ских систем связи, ДЗЗ и навигации и многообразные нировские работы. – Федеральная космическая про- грамма (ФКП) включает в свой со- став проекты, которые имеют дли- тельную историю и разрабаты- ваются как самостоятельные за- дачи, решение которых ориентиро- вано на проблемы, в первую оче- редь, госпотребителей. В то время как одной из основных целей про- граммы “Сфера” является скоорди- нированное создание новых много- спутниковых группировок на базе малых и сверхмалых космических аппаратов, которые становятся крайне необходимы ввиду меняю- щегося запроса конечных пользова- телей как в государственном, так и в коммерческом секторе. Отмечу, что в подпрограмме “Сфера” за- дача развития космической инду- стрии решается комплексно, с ори- ентиром на формирование конеч- ной услуги, и это более широкое понятие, чем космическая система, которая является частью системы связи, ДЗЗ или навигации. – Последнее время часто упоми- нается тезис о коммерциализации космической деятельности. Но ведь не секрет, что еще ни одна ракета в мире или космодром не принесли прямой прибыли. Это же относится и к системам спутнико- вой навигации и ДЗЗ. Что, собст- венно, подразумевает тезис “ком- мерциализация” применительно к космической деятельности? – Действительно, прямая коммер- ческая эффективность любой кос- мической системы, особенно тех си- стем, которые не связаны с массо- вым рынком потребителей, где пре- доставляются возмездные услуги, не может быть обеспечена. Это от- носится ко многим направления космической деятельности. Но здесь следует учитывать мультипли- кативные эффекты в экономике, и это одна из проблем при обосно- вании эффективности проектов в области космической деятельно- сти. Соответственно, тезис о ком- мерциализации космической дея- тельности подразумевает комплекс- ную оценку полезности проекта для развития несырьевых наукоемких сегментов экономики России. – Сегодня довольно активно рас- кручивается тема спутникового ШПД на основе негеостационар- ных систем, тем более низко- орбитальных систем (особенно это касается системы Starlink). Как Госкорпорация “Роскосмос” относится к таким проектам и как эта тема отражена в программе “Сфера”? Сразу отмечу, что в профессиональном независимом экспертном сообществе, если кратко, мнение о низкоорбиталь- ных системах ШПД в основном такое – это тупиковое направле- ние и России не надо наступать на эти грабли, по крайней мере до тех пор, пока не будет най- дено решение по созданию деше- вых абонентских терминалов для выхода на рынки B2C и В2B для подвижных средств. – Спутниковая связь как общее на- правление, к которому относится спутниковый ШПД, сегодня яв- ляется самым коммерчески эффек- тивным направлением в области кос- мической деятельности. Объемы этого направления исчисляются сот- нями миллиардов долларов, с учетом всех мультипликативных факторов. Действительно, тема спутникового ШПД активно обсуждается в прессе, но часто эти обсуждения поверх- ностны, поскольку не базируются на глубоких знаниях технологий и про- блем, существующих в этом сег- менте. Если говорить конкретно о системе Starlink, то основной про- блемой ее коммерциализации яв- ляется невозможность создать деше- вые антенные решетки для абонент- ских терминалов. Любопытно, что Илон Маск пытается решить эту за- дачу за счет массовости спутниковой группировки, что, на наш взгляд, аб- сурдно. В подпрограмме “Сфера” пока не предполагается создание чего-то подобного системе Starlink или OneWeb, поскольку правильнее учиться на чужих ошибках. Посмот- рим, если прорыв в области скани- рующих антенных решеток для або- нентских терминалов будет в части снижения их себестоимости, (как ми- нимум на порядок), тогда и вернемся к этой теме. “Сфера” – не догма, ко- торую сформулировали на 10 лет вперед, а гибкая программа развития космических информационных тех- нологий. – В 2020 году несколько событий в области спутниковой связи, по мнению наших экспертов, яв- ляются очень значимыми. Во-пер- вых, это банкротство ряда спутни- ковых компаний (OneWeb, Intel- sat) и прекращение (LeoSat) или переориентация ряда низкоорби- тальных проектов ШПД. – Трудно однозначно дать оценку этим процессам. Но в целом они свидетельствуют о том, что мировой рынок спутниковой связи стагни- рует и нуждается в новых направ- лениях своего развития. – В программе “Сфера”, на- сколько нам известно, запланиро- ваны негеостационарные системы “Скиф” и “Экспресс-РВ” с целе- вой функцией ШПД. Естественно, возникает вопрос: как парировать 45 2021 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ Сергей Прохоров Директор департамента перспективных программ и проекта “Сфера” Госкорпорации “Роскосмос”

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw