Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2021

риски (отсутствие решений по де- шевым терминалам, проблемы ком- мерциализации), подобные тем, которые сегодня проявляются в низкоорбитальных системах ШПД? – Проект “Скиф” ориентирован не на массовый рынок ШПД, а на соз- дание высокоскоростных спутнико- вых каналов на территории России по типу ВОЛС в космосе. Есте- ственно, и задачи ШПД могут быть решены по аналогии с тем, как это решается в наземных сетях ВОЛС. Проект “Экспресс-РВ” – это про- ект спутниковой системы связи (в том числе и ШПД), но его ключе- вой задачей является развитие теле- коммуникационной инфраструк- туры в северных регионах России. Действительно, для системы “Экс- пресс-РВ” нужны дешевые антенные решетки абонентских терминалов. Но их реализация достаточно по- нятна, поскольку, в отличие от низ- коорбитальных систем, спутниковая группировка основана на использо- вании высокоэллиптических орбит типа “Молния” и создается эффект квазистационарности. То есть або- нент в северных широтах на Земле видит смену спутников в небольшом угловом секторе, что существенно упрощает решение задачи создания дешевых антенных решеток для або- нентских терминалов при работе не только в фиксированном положении, но и в движении за счет высокого ра- бочего угла места (более 40 град.). – Еще хотелось бы узнать о судьбе проекта многоспутнико- вой системы “Марафон IoT” с це- левой функцией Интернета вещей. Об этом проекте стало известно еще в 2018 году, но в планы Гос- корпорации “Роскосмос” он тогда не был включен. По мнению мно- гих экспертов и международных консалтинговых компаний, спутни- ковый IoT – это новое перспек- тивное направление спутниковой связи, а сервисы IoT (спутнико- вого IoT, в частности) – один из ключевых элементов технологий искусственного интеллекта. Но никаких официальных сведений от ГК “Роскосмос” о поддержке си- стемы “Марафон IoT” нет. Мо- жете ли вы прокомментировать эту ситуацию, рассматривался ли этот проект для включения в про- грамму “Сфера”? – Проект “Марафон IoT” включен в подпрограмму “Сфера” как один из инфраструктурных проектов. Его целевая функция – обеспече- ние предоставления сервисов IoT по ценам, соизмеримым с ценами аналогичных сервисов в сотовых сетях и сетях LPWAN. Причем в качестве абонентских устройств используются модемы, массово применяемые в наземных сетях Lo- RaWAN, то есть абонентский сег- мент системы “Марафон IoT” имеет почти те же ценовые и экс- плуатационные параметры. Но, в отличие от сотовых или LPWAN- сетей, имеются и очевидные пре- имущества, главное из которых – отсутствие ограничений по зоне об- служивания и роумингу. Кроме того, одним из функционалов си- стемы является предоставление сервисов в том числе для высоко- скоростных средств, которые тре- буют реакции в режиме, близком к реальному времени, что практи- чески недостижимо в традицион- ных сетях LPWAN и ограничено в сотовых сетях, даже будущих 5G в сегменте mMTC. То есть это на- правление уже следует рассматри- вать как 6G. Сегодня спутниковый IoT – одно из новых направлений развития спутниковой связи, и новый рынок пока свободен от конкуренции, но это ненадолго. Поэтому требуются усилия для того, чтобы Россия за- няла достойное место в этом новом перспективном сегменте, потенциал которого, по прогнозам аналитиков, оценивается до $10 млрд в год. – Мы часто слышим заявления о государственно-частном парт- нерстве при создании спутниковых систем. Но понятно, что никакой инвестор не будет вкладывать дол- говременные инвестиции на этапе НИОКР. По мнению наших экс- пертов, с учетом реалий россий- ской экономики сначала госу- дарство, то есть “Роскосмос”, должно вложиться в проект, если он считается коммерчески состоя- тельным в перспективе, а уж затем могут появляться и частные инве- стиции на этапе операторской дея- тельности и развития системы. Как вы видите реализацию государст- венно-частного партнерства для проектов систем связи и ДЗЗ в программе “Сфера”? – Собственно, для решения этой за- дачи и формируется подпрограмма “Сфера”. Действительно, самый рискованный этап любой новой си- стемы – это этап НИР и ОКР. Если задачи этих этапов решены и показано, что заявляемые техноло- гии и система имеют коммерческий потенциал, то частные инвестиции придут. Если в системах ДЗЗ не все так прозрачно с коммерческой со- ставляющей, то для систем связи общепризнано, что это наиболее привлекательный сегмент в области космической деятельности для част- ных инвестиций, но, как правило, уже на этапе операторской деятель- ности. Поэтому и в названии отра- жена очередность: государственно- частное партнерство. – Общение с экспертным сообще- ством показывает, что правила ра- боты в Госкорпорации “Роскос- мос” подчинены, по сути, военным стандартам и нормативным поло- жениям. Но сегодня понятно, что существуют не только военные космические системы, но и граж- данские, причем как государствен- ного, так и коммерческого на- значения. Такие системы, собст- венно, и планируются в программе “Сфера”. Но, по мнению экспер- тов, у нас нет понятия граждан- ского космоса. Будут ли меняться нормативные правила, определяю- щие циклы разработки и реализа- ции проектов в программе “Сфера”? И если да, то как это будет происходить и организа- ционно, и в масштабе времени, будет ли эта программа открытой? – На мой взгляд, уже назрела си- туация, при которой следует упро- щать нормативные правила в обла- сти разработки космических систем, тем более тех систем, которые не связаны с закрытой тематикой Гос- корпорации “Роскосмос”. Все про- екты в программе “Сфера” – это проекты гражданской и коммерче- ской направленности. Для таких проектов, естественно, должна быть открытость, в том числе и в между- народном плане. – Ну и самый главный вопрос. Есть ли надежда на открытие фи- нансирования программы “Сфера” в 2021 году? Есть возможность ис- пользовать иные инструменты от- крытия финансирования для про- ектов в программе “Сфера”, с уче- том имеющихся по ним заделов? – Отвечу кратко. Для опережаю- щего начала работ наиболее акту- альных проектов – да. Надежда есть. l 46

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw