Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2021

чтобы обезопасить себя, например, от воровства топлива с автотранс- порта, компании применяют дат- чики уровня топлива, оснащенные спутниковой связью. Обычно внед- рение подобного рода систем окупа- ется в течение первых же шести ме- сяцев эксплуатации. К вопросам безопасности относится и контроль за доступом к трубопро- водам, запорным устройствам, за помещениями. Там, где нет покры- тия GSM-сетями, эти устройства и контроль за их состоянием осу- ществляется через систему глобаль- ной спутниковой связи. Дорогостоящее нефтегазовое обору- дование также требует постоянного контроля, и датчик, подключенный по спутниковому каналу, позволяет передавать координаты и параметры сервисного оборудования и монито- рить его состояние. М орские перевозки Важнейшей остается задача по ин- формационному обеспечению мор- ских перевозок нефти и газа. Такие перевозки часто осуществляются в предельно жестких условиях, поэтому к информационным системам предъ- являются высочайшие требования. Разумеется, прежде всего решается стандартная задача – контроль систем судна и груза. Но, как уже говори- лось, индустрии нужна оптимизация. Так, 15 газовозов ледокольного класса, перевозящие газ из месторож- дения Сабетта заказчикам, эксплуати- руются круглый год: зимой только на западном направлении, а летом и на восточном, по Северному морскому пути. Опыта такой эксплуатации практически нет, и поэтому крайне важно иметь полную информацию об износе механизмов и элементов кор- пуса, чтобы, с одной стороны, заме- нить их до выхода из строя, с другой – не держать на складе мертвым гру- зом чрезвычайно дорогие запчасти. Чтобы передать весь массив данных в облако для анализа, используются двухкупольные VSAT-станции, про- дублированные для надежности (и устойчивости к погоде) системой Iridium L-диапазона. Если вернуться к вопросам обеспече- ния сохранности груза, то стано- вится очевиден тот факт, что из тан- кера можно украсть гораздо больше топлива, чем с эксплуатируемой тех- ники. И поэтому танкер – привлека- тельная цель для злоумышленников. В российских СМИ регулярно рас- сказывают о криминальном сливе не- скольких десятков тонн нефтепро- дукта [3] и последующем наказании виновных. Как средство борьбы используются спутниковые маяки. Они позволяют фиксировать факт преступного слива топлива и оперативно на него реаги- ровать. Эти маяки также собирают массу иной критически важной ин- формации: протечки в системах пе- ревозки нефтепродуктов, повышен- ные вибрации, поражение ржавчиной и многое другое. И на самый край- ний случай дают шанс, что судно будет обнаружено после его захвата пиратами. В России подобными мая- ками оборудован флот Тюменского филиала компании “Газпромнефть”. Но морская стихия опасна и сама по себе, и любой танкер должен быть оборудован ГМССБ – глобальной морской системой связи при бед- ствии и для обеспечения безопасно- сти. С мая 2018 г. комитет по без- опасности на море (MSC) Междуна- родной морской организации (ИМО) признал сеть Iridium соот- ветствующей всем критериям ИМО, необходимым для предоставления мобильных спутниковых услуг для ГМССБ. ССОО (SSAS – Ship Secu- rity Alert System) – судовая система охранного оповещения предна- значена для подачи скрытого сиг- нала тревоги в случае нападения. ОСДР (LRIT – Long Range Identi- fication and Tracking of ships) – си- стемы опознавания судов и слеже- ния за ними на дальнем расстоянии. И те, и другие обязательны для установок на танкеры и мобильные буровые установки. К онтроль обстановки Добыча нефти на морском шельфе требует постоянного контроля обста- новки, в первую очередь состояния льдов, и отслеживания возможного разлива нефти. И то, и другое воз- можно при помощи автоматических специальных буев. Буи разных мо- делей осуществляют либо оператив- ный контроль траекторий поверх- ностных загрязнений, либо контроль ледовой обстановки (а также темпе- ратуры, атмосферного давления и скорости ветра). И в обоих случаях данные передаются через систему глобальной спутниковой связи. Помимо разливов нефтепродуктов (не самой серьезной угрозы морской экологии) есть еще огромное пятно пластикового мусора в Тихом океане. Автоматические мусоросбор- щики также могут контролироваться терминалами спутниковой связи. Они передают информацию о со- стоянии огромных сеток, куда ветры и течения должны загонять плаваю- щий мусор. Поступающая информа- ция должна исключить нанесение ка- кого-либо вреда обитателям океана. С отрудников тоже необходимо контролировать Работа на нефтяных и газовых ме- сторождениях потенциально опасна для персонала, и именно поэтому он должен находиться под постоянным контролем. Во-первых, зона добычи нефти или газа – большой промыш- ленный объект, где каждый сотруд- ник должен находиться только там, где ему положено. Во-вторых, ме- сторождения расположены в крайне удаленных и суровых в климатиче- ском отношении регионах. Вокруг них, как правило, нет никакой ци- вилизации, и если работнику по какой-либо производственной на- добности требуется покинуть пло- щадку, то он должен всегда оста- ваться на виду. Если с ним что-то произошло, спасательная служба оперативно об этом узнает. И если внутри объекта применимы разные решения, то за его пределами аль- тернативы спутниковым техноло- гиям нет. Поэтому для контроля персонала в окружающей тундре или тайге используются спутнико- вые маячки. Помимо полноценной социальной коммуникации первостепенную важ- ность приобретает телемедицина. И точно так же, как и на морских судах, на удаленных платформах, приисках и любых объектах добывающей инду- стрии этот вопрос решается при по- мощи VSAT-технологии и резервных каналов связи в L-диапазоне. Как сошлись во мнении участники виртуальной конференции Oil- comm, нефтяная промышленность еще несколько десятилетий оста- нется одной из важнейших инду- стрий в мире, в работе которой все более важную роль будут играть спутниковые технологии. Л итература: 1. https://oilmanmagazine.com/ar- ticle/in-oil-and-gas-innovation-is- key-to-success/ 2. https://www.satellitetoday.com/ business/2020/10/16/top-satellite- industry-takeaways-from-oilcomm- 2020-an-attendees-perspective/ 3. http://lookout.ssoft24.com/1541/ l 85 2021 СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ И ВЕЩАНИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw