Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2022

в проект более $500 млн, что дало ей 24% акций OneWeb. Канадский оператор Telesat наконец раскрыл производителя своих LEO- спутников: им стала известная евро- пейская компания Thales Alenia Space. Группировка Lightspeed будет состоять из 298 спутников Ка- диапазона, выводимых на полярные орбиты высотой 1015 км и наклон- ные высотой 1325 км. Предоставле- ние услуг корпоративным клиентам планируется начать во второй поло- вине 2024 г. Еще одна группировка, Kuiper ком- пании Джефа Безоса Amazon, пока находится в стадии планирования, однако уже получила решение FCC по частотам. Учитывая практически неограниченные финансовые воз- можности Amazon, она имеет все шансы на реализацию. Предполага- ется, что 3236 спутников будут за- пущены на низкие орбиты с высо- тами от 590 до 630 км, из них поло- вина к 2026 г. Обращает на себя внимание тот факт, что развертывание данных си- стем идет пока за счет инвестицион- ных средств, и совершенно неясно, как пойдет этот процесс в дальней- шем, когда основным источником средств должны будут стать доходы от предоставления услуг. Участники прошедшей в октябре 2021 г. в Mountain View, США, конферен- ции Satellite Innovation отмечали, что окупаемость LEO-бизнеса в среднесрочной и тем более в дол- госрочной перспективе весьма про- блематична, так как получаемых до- ходов будет, скорее всего, недоста- точно для покрытия эксплуатацион- ных расходов и восполнения груп- пировки. По результатам выступле- ний был сделан вывод, что первые пять лет после начала предоставле- ния услуг покажут, удастся ли ком- паниям получить достаточное число пользователей для окупаемости про- ектов. Второй серьезной проблемой в про- ектах LEO-систем остается отсут- ствие недорогой антенны с элек- тронным сканированием луча, кото- рая могла бы следить за быстро пе- ремещающимся спутником. По не- которым оценкам, в разработку таких антенн уже вложено более $200 млн, однако цена изделий по- прежнему измеряется тысячами, а не сотнями долларов. К примеру, для бета-тестирования сети SatLink клиентам предлагался терминал по цене $499, хотя сама компания за- купала их у производителя почти по $3000. При этом антенна имела электронное наведение лишь ча- стично, присутствовало и механиче- ское перемещение зеркала. Сейчас, как утверждают в SpaceX, закупоч- ная цена снизилась до $1500. OneWeb планирует использовать плоский полностью электронный терминал (антенна + модем), разра- ботанный компанией Intellian Tech- nology. Сообщается, что размер его 50х43х10 см, масса 10 кг, однако стоимость и пределы слежения луча не приводятся. Свои антенны с электронным управ- лением предлагают также компании Kymeta, Phasor, Satixfy, Isotropic Systems, Thincom и другие, но ни одна из них не приближается по це- новым показателям к уровню $200–300, приемлемому для инди- видуального абонента. Однако, как показывают расчеты, только массо- вый охват миллионов абонентов способен обеспечить доходность низкоорбитального проекта. И последний фактор, на который я не раз обращал внимание в своих публикациях, – возможность со- вместного использования частот си- стемами с глобальным охватом. Все компании подали заявки на всю по- лосу частот Ка-диапазона, и некото- рые – также на Ku-диапазон. Од- нако реально работать смогут одна глобальная сеть в Ка-диапазоне и одна глобальная сеть в Ku-диапа- зоне, появление других сетей вызо- вет взаимные помехи, от которых будет невозможно избавиться. Ком- промисс возможен путем разделе- ния либо обслуживаемых террито- рий, либо используемой полосы ча- стот. Впервые мы сможем наблю- дать такой конфликт частот в сле- дующем году, когда начнет предо- ставление услуг сеть OneWeb. Пока ни о каком разделении сфер влия- ния между StarLink и OneWeb не сообщалось. Даниил Нирман Технические проблемы лидеры уже решили, и, например, в 2022 г. и Starlink, и OneWeb уже начнут коммерческую эксплуатацию. Вы- глядят эти проекты перспектив- ными, особенно для североамери- канского рынка, где ARPU Интер- нета составляет около $100 на домо- хозяйство и до сих пор около 2 млн домохозяйств пользуются спутнико- вым Интернетом с геостационарной орбиты. Другой вопрос, как именно технология будет реализована для конечного пользователя. Тактика Starlink строится на предоставлении клиенту конечного устройства, OneWeb же планирует работать в сегменте B2O и подключать базовые станции там, где их нет, в обход на- земных линий связи. Какой из подходов будет более вос- требован, покажет время. По край- ней мере, если наш партнер Eutel- sat – компания с огромным опытом и обширной экспертизой – инвести- рует средства в технологию низко- орбитальных систем ШПД и яв- ляется одним из ведущих акционе- ров OneWeb, значит, на нее стоит обратить внимание. Другой вопрос, нужно ли рынку столько спутниковых группировок: о своем желании инвестировать в их развитие уже заявляли Amazon и несколько других крупных компа- ний, в том числе российских. Андрей Гриценко Помню первый сотовый телефон от тогда еще “Дельта Телеком”. Боль- шая трубка и недешевые тарифные планы. Представить массовое по- требление такой услуги было сложно. А уж в метро – тем более. Пошли годы, и все изменилось. У некоторых – по нескольку трубок и тарифных планов. В спутниковом ШПД, что называется, “процесс пошел”. Комплект оборудования для ШПД от Starlink ценой $499 и абонентская плата $99 – это уже реальность. Возможно, не для всех это доступно или комфортно, но первый шаг сделан. Можно ожи- дать, что дальше будет лучше. Жаль только, что в России услуги этой системы недоступны. У нас в Санкт-Петербурге на Васильев- ском острове получить качествен- ный интернет-канал в администра- тивном здании – это проблема. Од- нозначно бы поставил тарелку Star- link, если бы такая возможность была. Сергей Пехтерев Надо отметить, что мы являемся свидетелями самого начала освоения низкой орбиты проектами ШПД. По старой русской пословице, первый блин комом, и тут вопрос, что есть первый блин – OneWeb, который обанкротился в 2020 г., или Starlink Илона Маска, первый вариант кото- 20

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw